Скоро, возможно, даже до конца этого года, российское правительство сделает то, что оно обещало сделать с незапамятных времен, уже забытых инвесторами: отменит ограничения на владение и торговлю акциями государственной газовой монополии "Газпром" иностранцами. Акции "Газпрома" займут большую долю рынка акций предприятий из стран с развивающейся экономикой, и станут практически обязательным активом для многих фондов. Либерализация будет способствовать росту и других российских акций, хотя нельзя сказать, что это особенно нужно: к 19 декабря основной рыночный индекс страны, РТС, вырос на 80 процентов по сравнению с началом года, значительно опередив другие индексы.
Все это вызывает удивление, если вспомнить плохие новости, приходившие из Москвы на протяжении почти всего 2005 года. Год назад насильственно было ренационализировано предприятие, составлявшее основу "ЮКОСа", главной нефтяной компании страны; затем "Сибнефть", другая эффективно до того момента действовавшая компания, была продана "Газпрому", так скажем, менее эффективному. Кремль пытался увеличить свое влияние и в других отраслях промышленности, а так же делал неопределенные, вызывающие беспокойство заявления о роли иностранных фирм в России. Кроме того, в стране высокий уровень коррупции. Тем не менее, РТС взлетел до небес.
Специалисты объясняют, что отчасти это обусловлено правильным макроэкономическим управлением экономикой, которое затеняется менее привлекательной внешней политикой. Министр финансов Алексей Кудрин сказал на прошлой неделе, что рост экономики в этом году вероятнее всего будет больше 7 процентов. Спад, наблюдавшийся в первое полугодие, в третьем квартале сменился ростом, которому способствовали отчасти торговля и строительство. Отмечается, что в московские фонды поступает гораздо больше российских денег, чем два года назад.
Все это так, однако большее значение имеют два других фактора. Первый - это количество денег, поступающих на развивающиеся рынки в целом. Второй - цена на нефть. Акции нефтяных и газовых компаний составляют около половины учитываемых индексом РТС ценных бумаг (и при этом РТС не учитывает акции "Газпрома"), и, так как цены на нефть выросли, акции предприятий нефтяной отрасли обогнали остальные акции.
Главным вкладом Кремля в рост стало то, что он не делал ничего плохого, как это было в 2004 году. В прошлом году и первую половину этого года индекс РТС был в упадке в связи с делом "ЮКОСа", однако затем инвесторы решили, что все худшее позади, и индекс начал стремительно расти. Последние 6 месяцев он нагонял то, что потерял за предыдущие 18 месяцев.
Как сказал один московский аналитик, он надеется, что рынок в 2006 году будет "скучным и растущим". Будет ли это так, в большой мере зависит от того, сбудется или нет долгосрочный прогноз о высоких ценах на нефть, которые способствовали росту в этом году. Как было видно в ноябре, российский рынок может справиться с краткосрочными снижениями цен на нефть. Отчасти это также будет зависеть от того, сможет ли Кремль по-прежнему избегать вызывающих беспокойство действий. Необходимость вести себя соответствующим образом во время председательства России в "Большой восьмерке" может послужить сдерживающим фактором, хотя парламентские и президентские выборы, запланированные на 2007 и 2008 годы соответственно, могут подтолкнуть к популистским шагам - в налоговой и других сферах. Страх перед хищническим поведением государства, несомненно, еще существует, и он является одной из причин резкого увеличения числа российских компаний, вышедших на лондонскую биржу с изначальным открытым предложением.
Другой причиной являются трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы при покупке российских акций. Эта проблема должна быть рассмотрена, что будет способствовать запланированному частичному размещению акций "Роснефти", государственной компании, которая проглотила экспроприированный кусок "ЮКОСа" (а также может получить и оставшиеся куски). Либерализация акций "Газпрома" может помочь убедить инвесторов в том, что дело "ЮКОСа" было единичным. Как "ЮКОС" и "Сибнефть" в 1990-х годах, "Газпром" и "Роснефть" будут пытаться выглядеть респектабельно, чтобы привлекать западные деньги, и предложение (уже отклоненное) высокой должности в "Роснефти" Дональду Эвансу (Donald Evans), бывшему министру торговли США, похоже на шаг в данном направлении.