Москва - важный игрок на международной арене, но активность премьер-министра по укреплению связей с Россией вызывает удивление. После распада Советского Союза Таиланд не замечал Россию, но теперь осознает, что ему нужно укреплять двусторонние связи с бывшим коммунистическим гигантом.
Ведутся разговоры о поставках сельскохозяйственной продукции в счет закупки российских истребителей, о необходимости углубления культурного обмена и увеличении прямых рейсов между Москвой и Бангкоком. Идея об улучшении связей с Россией имеет смысл. Слишком долго этим важным двусторонним отношениям не уделялось достаточного внимания. Беспокойство и множество вопросов вызывает то, что правительство Тхаксина (Thaksin) как будто не по своей воле идет к этой цели.
Тхаксин давно выступает за диверсификацию источников технологий для Таиланда, а также за развитие нового стратегического партнерства с разными странами. В частности, недавно он заявил, что неплохо бы приобрести российское вооружение, поскольку это позволит разнообразить наш арсенал.
После падения железного занавеса Москва в общем и целом была вне поле зрения Таиланда. Но теперь политический ветер вновь переменился.
Однако Тхаксин должен быть более осмотрителен при выборе направлений внешней политики. Нам нужно задуматься о том, не слишком ли быстро сближаемся с Россией, равно как о долговременных последствиях тесных отношений. Желая приобрести российские истребители Су-30, Тхаксин может толкнуть Таиланд на неисследованную территорию.
С тех пор, как Тхаксин пришел к власти, он занимается амбициозными проектами. Сторонники премьер-министра стараются изобразить его очередным смелым лидером Юго-Восточной Азии наподобие малайзийского премьер-министра Махатхира Мохамада (Mahathir Mohamad) или отца сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew). Они часто говорят, что внешнеполитическая стратегия Тхаксина заключается не в выведении страны из торгового, военного и дипломатического уклада, в котором доминируют США, а в повышении статуса страны, так, чтобы основные державы, такие, как Китай, Россия, Индия и США воспринимали Таиланд более серьезно.
Но если его цель действительно такова, то непонятно, почему Тхаксин не акцентирует внимание на том, что традиционно было сильной стороной Таиланда - мощные группы гражданского общества, свобода прессы и соблюдение прав человека.
Вместо этого он заставил мир говорить о своей стране, ставя амбициозные задачи, например, создание Диалога по сотрудничеству в Азии или стремление сделать своего заместителя Суракиарта Сатхиратхая (Surakiart Sathirathai) новым генеральным секретарем ООН.
В его желании пользоваться уважением нет ничего дурного. Проблема в том, что многие из нас точно не знают, делает ли Тхаксин все это для блага страны или для собственного блага. Множеством вопросов окружено все, что делает Тхаксин - в том числе, его план по приобретению российских истребителей Су-30.
Факты таковы, что на долю Соединенных Штатов по-прежнему приходится 20 процентов торговли Таиланда, а тайско-американские военные связи очень сильны. Наши ключевые военные системы все еще напрямую связаны с американской системой.
Так почему же Тхаксин так продавливает этот контракт с Россией на поставку истребителей, несмотря на предупреждения и возражения со стороны генералитета и экспертов по безопасности, говорящих о том, что включение российской боевой системы в нашу таит в себе долговременные скрытые расходы?
Военные стратеги мыслят в долговременной - до нескольких десятков лет - перспективе. К сожалению, политиков больше интересует период от одних выборов до других.
Тхаксин, проводя свою политику, может говорить о новых друзьях и выгоде, которую принесет стране доступ на новые рынки. Но он обязан думать о долгосрочной перспективе для Таиланда, о том, что будет после него.
В конце концов, Тхаскин увидит, что бесплатного сыра не бывает, - это, прежде всего, относится к его неуклюжим попыткам увеличить влияние Таиланда в международных отношениях.
К международному авторитету нет легких путей. Его нужно заработать и тщательно поддерживать.