Ушедший вчера в отставку экономический советник президента Владимира Путина Андрей Илларионов был одним из немногих российских политиков, с которыми Запад мог реально взаимодействовать.
Его драматический уход как раз накануне вступления России в должность председателя "Большой восьмерки" промышленно развитых государств, которое должно произойти в воскресенье, выглядит так, будто призвано причинить Путину максимум неудобств.
Илларионов был единственным человеком в Кремле, готовым публично критиковать его наиболее драконовские политические шаги. Он довольно часто усложнял жизнь Путину, ставя под сомнение многие решения Кремля о ренационализации самых крупных в России частных предприятий.
На прошлой неделе он заявил, что Россия больше не является "ни демократической, ни свободной страной".
Ревностный сторонник капитализма со свободной конкуренцией, Илларионов завоевал уважение благодаря разработке мер, которые в начале десятилетия помогли развернуть движение российской экономики в обратном направлении.
Он укрепил свою репутацию, став представителем Путина в "Большой восьмерке" и завоевал одобрение США своими нападками на Киотский Протокол.
Россия, вступившая в "клуб восьми" только в 1998 году, ранее никогда не председательствовала в этой организации, и занятие ею председательского кресла изображается в стране как триумф московской дипломатии.
Но отставка Илларионова, совпавшая по времени с обвинениями России в том, что "она больше не является политически свободной", стала довольно плохим началом для ее 12-месячного председательства.
Похоже, что особый гнев Илларионова вызывал рост вмешательства государства в неокрепший частный сектор страны. Он неоднократно заявлял, что в стране сегодня господствуют государственные корпорации.
Илларионов предупреждал, что расширяющееся присутствие государства в экономике, примером чего служат поглощения независимых нефтяных компаний и бюрократические ограничения против частных инвесторов, может нанести вред экономическому положению России.
Илларионов был едва ли не единственным в свите Путина, кто не льстил ему и говорил то, что считал необходимым донести до президента. На прошлой неделе он выступил с резкой критикой против ограничений свободы слова.
"Традиционные механизмы обратной связи, существующие в демократических обществах, ликвидируются", - сказал он.
Бывший офицер КГБ Путин последние полтора года без всяких угрызений совести ужесточает режим своей власти, подавляет инакомыслие в правительстве и законодательных органах власти, а также ликвидирует независимость средств массовой информации.
Вчера верхняя палата парламента утвердила закон, вводящий жесткий контроль за гражданским обществом, которое остается, пожалуй, последней ареной свободы слова в России.
Хотя заявления Илларионова направлены на то, чтобы всячески подчеркнуть усиление советского стиля руководства путинской администрации, западные страны вряд ли активизируют свою критику в адрес Кремля.
"Это какое-то время будет наносить определенный ущерб репутации Путина, - заявил политолог из московской аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин, - но российский газ для Запада более важен, чем Илларионов".
Впервые помощник Путина нарушил стройные кремлевские ряды, когда государство начало свою политически мотивированную борьбу против нефтяной компании "ЮКОС" и ее руководителя Михаила Ходорковского, который сейчас отбывает девятилетний тюремный срок за мошенничество.
В этом году Илларионова убрали с поста представителя России в "Большой восьмерке" после того, как он назвал принудительную продажу ключевого подразделения "ЮКОСа" "аферой года".
Однако в определенных кругах политическое давление на Путина усиливается. Группа американских сенаторов и конгрессменов призвала исключить Россию из этой группы восьми промышленно развитых государств в связи с нарушениями в стране норм демократии.
Такие призывы могут активизироваться с уходом Илларионова.