Министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков так и не смог убедить главу Минпромэнерго РФ Виктора Христенко в целесообразности снижения требования России на цены поставок газа. И если раньше решать "газовый вопрос" можно было не спеша, обмениваясь репликами и делая выпады то в одну сторону, то в другую, то теперь настал час "Х" - тот момент, по словам классика, когда ". . .любое промедление смерти подобно".
В данном случае речь идет в большей степени в отношении Киева, чем Москвы. Это в очередной раз доказывает и само место проведения переговоров.
Теперь у переговаривающихся сторон есть все - и место, и воля к компромиссу, но не хватает одного - времени. И сегодня как никогда популярными становятся слова из известной песни про Новый год: "Пять минут, пять минут - это много или мало?".
Действительно, Киеву нужна активизация действий в отношении определения общей позиции с Москвой по поставкам газа.
Стоит отметить, что фактор времени также реально оценивает и руководство Газпрома, которое посредством своих представителей неоднократно предупреждало украинских коллег, что если до 1 января 2006 г. контракт на поставки газа, по которому 1 тыс. куб. м будет обходиться Украине в 220-230 долларов США, заключить не удастся, то Россия не сможет поставлять газ в эту страну.
Напомним, "газовый" конфликт между Украиной и Россией продолжается уже более месяца.
Срок действия соглашения о поставках российского газа на Украину (по цене 50 долларов США за 1 тыс. кубометров) истек 31 декабря 2005 года.
Москва настаивает на расчетах по рыночным ценам - 220-230 долл. США за тысячу кубометров. Киев считает, что повышение цен должно быть плавным, и согласен на базовую ставку в 65 долларов.
Актуальность решения данного вопроса для Украины такова, что 29 декабря в Москве для переговоров находились сразу две украинских делегации. Переговоры велись на уровне министров энергетики двух стран и на уровне представителей "Газпрома" и "Нафтогаза Украины".
Напомним, что в последние дни уходящего 2005 года на переговорах Ивана Плачкова с Виктором Христенко в Минпромэнерго РФ министрам так и не удалось договориться.
При этом накал страстей достиг такого предела, что в Минпромэнерго РФ по итогам встречи Христенко и Плачкова сообщили, что стороны договорились воздерживаться от комментариев до полного завершения переговоров по газовому вопросу.
В то же время конфликт, носящий по многим параметрам экономический характер, и решаемый путем заключения договора между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины", в последнее время начинает приобретать иную окраску.
Так, премьер-министр Украины Юрий Ехануров недавно заявил о возможности применения "бартерных схем" при расчете за транзит российского газа в Европу.
При этом Украина, пояснил Ехануров, вправе осуществлять "технический отбор" 15% голубого топлива, предназначенного для европейских потребителей.
В ответ на это высказывание руководство "Газпрома" заявило, что любой несанкционированный забор газа из российской трубы будет рассматриваться как воровство, что может явиться поводом для разбирательства в Стокгольмском арбитражном суде.
В то же время и украинская оппозиция начала активно муссировать энергетическую тему, понимая, что энергетический вопрос является для Украины той "ахиллесовой пятой", благодаря которой Украина может быть поставлена в такие жесткие рамки, где ничего не значащие реплики политических лидеров будут способствовать не только падению их рейтинга, но и начнут служить катализатором роста антиправительственных настроений у еще недавних союзников режима президента Ющенко.
Так, бывший премьер-министр Украины, лидер "Партии регионов" Виктор Янукович возложил на украинские власти вину за кризис в переговорах о поставках российского газа.
Выступая в прямом эфире телеканала "Интер", он заявил, что "ответственность несет ныне действующая власть, те, кто год назад стоял на Майдане".
В последние дни уходящего 2005 года можно было наблюдать интересную картину, когда украинские делегации на встречах со своими российскими коллегами пытаются выработать преемственные варианты, а представители власти в Киеве делают заявления, которые по многим параметрам способствуют затруднению ведения переговоров между встречающимися делегациями. Так Юрий Ехануров на одном из своих выступлений заявил, что Россия оказывает экономическое давление на Украину.
Многие понимают, что подобные выпады со стороны представителей украинского политического бомонда играют не в пользу украинских делегаций, стремящихся на переговорах достичь консенсуса с российской стороной. Но такое поведение некоторых политических деятелей в Киеве не только не пресекается, но и немым бездействием поощряется.
Начавшийся процесс понижения давления в газовой трубе по украинскому направлению стал очередным шагом на пути к конфронтации Украины и России. В тоже время Москва, привлекая международные организации, сделала транспарентным процесс поступления предназначенного для европейских стран газа на территорию Украины и с ее территории.
В результате чего было обнаружено изъятие порядка 220 млн. куб. газа из европейского трубопровода. Москва назвала подобные действия Киева срывом поставок газа Европейским странам и призвала Европу принять меры по отношению к Киеву.
И сегодня в конфликт вовлечены как Украина с Россией, так и страны Евросоюза. Как следствие этого Киев вынужден пойти на переговоры с Москвой, так как конфликт перестает быть только конфликтом двух стран, а постепенно трансформировался в региональный с привлечением большого количества государств Европы, которые по иронии судьбы наградили Киев в 2004 году статусом государства с рыночной экономикой.
Стоит отметить, что вечером 3 января 2005 года в Москву с очередным визитом прибыла делегация "Нафтогаза Украины" для ведения переговоров с представителями "Газпрома". Но уже сейчас с большой долей вероятности можно говорить, что встречающиеся конфликтующие стороны окажутся каждая при своих интересах.
И здесь резонным становится вопрос - а что будут говорить украинские менеджеры политических процессов своим украинским избирателям, если и в январе 2006 года переговоры с Москвой не выйдут из тупика?
Интересно, а как в таком случае встретят февраль 2006 года рядовые граждане Украины, которые уже с 10:00 по московскому времени стали на себе ощущать снижение давления российского газа в своих квартирах?
Вряд ли они, не имея возможности вскипятить чайник у себя в квартире, вспомнят добрым словом своих руководителей, за которых они в прошлом стояли на морозе, на Майдане Незалежности, и которые год спустя, довели страну до такого состояния.
Но это - уже реалии завтрашнего дня, а что будет с Украиной через месяц? Ведь уже сейчас счет идет на дни. . .