Как и следовало ожидать, одностороннее решение Ирана о возобновлении работ по обогащению урана на сверхсекретном комплексе Натанз вызвало вялую реакцию Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), действующего под эгидой ООН и ответственного за надзор над ядерными разработками исламского государства.
В ответ на этот прямой вызов председатель МАГАТЭ нобелевский лауреат Мохамед Эль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) сказал лишь, что 'терпение международного сообщества на исходе'. Между тем, Эль-Барадеи должен был заявить, что эта провокация Тегерана - последняя капля, и он будет рекомендовать совету управляющих МАГАТЭ в Вене безотлагательно поставить иранский вопрос на рассмотрение Совета Безопасности.
После прихода к власти летом прошлого года правительства 'ястребов' бывшего командира Революционной гвардии Махмуда Ахмадинеджада (Mahmoud Ahmadinejad), иранцы, стремящиеся развивать собственную атомную энергетику, неуклонно движутся в сторону конфликта с Западом.
Большинство наблюдателей ситуации в Иране убеждены, что у Ирана более зловещие мотивы - разработка атомного оружия.
В августе прошлого года иранцы продемонстрировали свою готовность к конфронтации, сбив пломбы на заводе по переработке урана в Исфахане. Тогда Эль-Барадеи призвал Иран и Запад не вступать в опасную игру балансирования на грани войны. Тем временем, эксперты возглавляемого им МАГАТЭ предупреждали, что, если Иран возобновит обогащение урана в Натанзе - на заводе, сам факт существования которого Иран скрывал от инспекторов ООН еще два года назад - то Тегеран сможет создать атомную бомбу в течение трех лет. Фактически, обратный отсчет начался вчера.
Ранее основным возражением против передачи в Совет Безопасности вопроса о нарушении Ираном обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия было то, что Москва наложит вето на любую инициативу по применению карательных мер, в том числе, экономических санкций. Именно по этой причине правительства ЕС-3 - Британии, Франции и Германии - начали интенсивную дипломатическую кампанию - кто-то назвал бы это 'умиротворением' - с целью образумить иранцев.
Миссия МАГАТЭ и ЕС-3 провалилась, и сейчас Совет Безопасности должен решить, что делать с этой серьезнейшей угрозой безопасности Западу. С каким бы презрением иранцы не относились к Западу, их благосостояние во многом зависит от доброй воли Европы, а для многих иранских профессионалов и бизнесменов введение экономических санкций будет шоком. Что же касается вето русских, то пора перестать поддаваться на их провокации.