Газовый конфликт между Украиной и Россией, который недавно несколько недель держал в напряжении, без преувеличения, всю Европу, благополучно разрешился.
Но его внутреннее, глубинное значение еще не до конца всеми осознано. Вполне возможно, что мы становимся свидетелями и участниками радикального изменения межгосударственных отношений и экономических отношений между странами бывшего Союза.
Патерналистский образ России, сохранившийся, несмотря ни на что, даже после распада СССР, как ядра, вокруг которого объединяются страны и народы СНГ, все больше уходит в прошлое.
И ожесточенная полемическая риторика, которой осыпали друг друга украинцы и россияне в ходе кризиса - только один из элементов складывающегося политико-экономического "паззла", в котором нет места сентиментальным воспоминаниям о великом прошлом, а есть сухой, жесткий и рациональный прагматизм.
У меня есть весомые экономические преимущества, есть газ, без которого замерзнет процветающая Европа - почему я должен продавать его в несколько раз дешевле? Ради прекрасных глаз украинских дивчин? Так ведь и особой любви между странами не наблюдается - Украина, при всех оговорках и реверансах в сторону России, упорно позиционирует себя как неотъемлемая часть Европы и возможный член НАТО. . .
Российская позиция в этом конфликте была гораздо сильнее именно в силу своей однозначности: продавать себе в убыток ни одна страна в Европе не согласилась бы. Страны Евросоюза сами ожесточенно, порой до конфликтов, спорят между собой о самых мельчайших изменениях таможенных правил и торговых тарифах, поэтому они российские аргументы очень хорошо понимают.
Именно поэтому Украине, руководствуясь подавляющим мнением Евросоюза и логикой катастрофического развития ситуации внутри страны, пришлось пойти на попятную.
Она была вынуждена согласиться покупать газ по гораздо более высокой цене, чем раньше, одновременно согласившись создать совместное предприятие с Россией по эксплуатации трубопроводов. Конечно, каждая из сторон попыталась при этом, как говорится, "сохранить лицо" (отсюда появление номинального посредника, через которого Украина якобы будет покупать газ), однако любому беспристрастному наблюдателю ясно: тот, кто владеет газом, теперь в любом случае будет "заказывать музыку" в сложном мировом "концерте".
Казахстан является одним из ведущих государств региона, обладающих огромными запасами нефти и газа. Для него развитие ситуации в газовой сфере, взаимоотношения с Россией и другими странами региона в этом вопросе являются приоритетными.
От этого во многом зависят и бесперебойные поставки казахстанского газа на мировые рынки, и благополучное развитие казахстанской экономики. Ведь доходы, получаемые от экспорта углеводородов, в том числе и газа, составляют львиную долю всех экспортных поступлений.
И так будет в обозримом будущем еще достаточно долго. Причиной тому - исторически сложившаяся структура экспортных трубопроводов, а также реалии сегодняшней экономической ситуации.
Казахстан занимает 15-е место в мире по запасам газа. По данным мировых экспертных агентств, эти запасы сегодня оцениваются примерно в 3,3 триллиона кубометров. Ежегодная добыча газа составляет примерно 20 млрд. кубометров в год.
На свои внутренние нужды страна расходует около 6,5 - 7 млрд. кубометров газа в год. Остальное Казахстан экспортирует, причем с каждым годом объемы экспорта растут. Этому способствует и экономическая конъюнктура - цены на газ в мире держатся высокие.
Особенно это заметно в Европе, где рост потребления газа, по сравнению с другими энергоресурсами, идет опережающими темпами.
Сегодня ежегодная потребность стран Евросоюза и Турции оценивается в 162 млрд. кубометров газа в год, а к 2010 году, по оценкам экспертов, она должна достичь уровня в 427 млрд. кубометров.
К тому же страны Европы готовы платить за газ максимальные цены. И казахстанский газ, добыча которого, по планам, к 2010 году достигнет, как предполагается, 40-45 млрд. кубометров в год, европейцы готовы с удовольствием покупать. Однако возможности экспорта нашего газа на этот самый благоприятный европейский рынок сегодня не отвечают потребностям.
Главные, крупнейшие месторождения газа Казахстана находятся, в основном, в Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях.
Тенгиз, Жананжол, Карачаганак, Тенгиз, Урихтау - все эти крупнейшие месторождения расположены в Прикаспии и на западе страны. Это имеет свои положительные стороны - ближе к экспортным трубопроводам, которые в основном проходят через российскую территорию на запад.
Однако огромные территории страны не имеют больших газовых природных источников и поэтому, при общем изобилии газа в стране, Казахстан вынужден закупать немалые объемы газа в России и Узбекистане, чтобы обеспечить население и промышленность теплом и энергией.
Сегодня рассматриваются три основных пути транспортировки казахстанского газа в Европу.
Первый - северо-западный, по существующим магистральным трубопроводам через территорию России (Средняя Азия -Центр, Оренбург-Новопсков, Макат- Северный Кавказ, Окарем - Байнеу, газопровод "Союз").
Но эти газопроводы сегодня сталкиваются с большими трудностями, главная из которых - их недостаточная пропускная способность. Ведь через них сегодня идет не только казахстанский, но и узбекский, туркменский газ, не считая огромных объемов газа самой России.
Это обстоятельство делает Россию самым главным и важным "игроком" на газовом рынке. Не секрет, что она зачастую оказывает давление на среднеазиатские страны в вопросах экспорта газа и цены на него.
Буквально на днях Президент Грузии М. Саакашвили опубликовал очень резкую статью в американской газете, с обвинениями в адрес России, которая, по его словам, препятствует поставкам недорогого казахстанского газа в Грузию, заставляя покупать свой, более дорогой газ. Думается, в этих сетованиях есть доля истины.
Такое положение сохраняется уже много лет и, с учетом нарастающей потребности мировых рынков в газе, становится все более угнетающим фактором для экономик стран среднеазиатского региона.
Любой инвестор, приходящий на перспективное казахстанское месторождение газа, сразу интересуется: как его потом можно транспортировать? Монополизм России в этом вопросе сразу охлаждает энтузиазм даже самого богатого инвестора, привыкшего к нормальной конкуренции.
Второй путь - на юго-запад, вот уже многие годы обсуждается экспертами и политиками. Идея создания трубопровода в юго-западном направлении, через акваторию Каспия или же вдоль южного побережья, через территорию Ирана и Турции - на западные страны, могла бы стать альтернативой монополизму России.
Этот трубопровод - важнейшая часть спонсируемого Европейским Союзом проекта ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия). Он предусматривает прокладку трубопровода с востока Туркменистана по дну Каспия и соединение его с газопроводом Баку - Тбилиси - Эрзерум.
Параллельно рассматривается прокладка второго трубопровода, соединяющего Туркменистан с Европой через Иран и Турцию.
Но проект ТРАСЕКА вот уже много лет не может найти прочного финансового фундамента: затраты на трубопровод огромны, а неопределенность политического и экономического состояния многих стран этого региона вызывает у возможных инвесторов немалые сомнения. Поэтому проект пока подвис.
Третье, восточное направление, предполагает строительство газопровода на Китай. Китайцы сейчас серьезно прорабатывают планы подведения казахстанского газа к своему газопроводу Синьцзян - Шанхай.
Бурный рост китайской экономики и растущие потребности в энергоносителях обуславливают очень большой и стабильный рынок потребителей казахстанского газа на этом направлении. Однако и здесь есть свое "но". Сегодня, и еще много лет в будущем Китай не будет готов закупать у Казахстана газ и нефть по высшим мировым ценам. Китайский рынок менее выгоден, чем европейский, и здесь следует еще хорошо взвесить все выгоды и недостатки от реализации подобного проекта. Стоит ли нам задешево продавать свои невосполнимые ресурсы, когда в других регионах мира они не менее остро востребованы и там готовы платить за них гораздо дороже?
Поэтому, по мнению экспертов, еще долгие годы Казахстану выгоднее всего будет продолжить сотрудничество в газовой сфере с Россией, осваивая богатый европейский рынок.
Это - реальность и Казахстан обязательно должен учитывать ее в своей долговременной экономической политике.
Неравномерность географического распределения газовых месторождений в стране порождает проблему его доступности для населения и промышленности в Казахстане. И решается она весьма непросто. Пока север и запад страны купается в газе, юг и восток испытывает в нем дефицит. Проблема осложняется и критическим состоянием газораспределительных сетей во многих регионах.
Только недавно жители районов Южно-Казахстанской и Жамбылской областей получили бытовой газ, которого у них не было со времен кризиса 1999 года.
"КазТрансГаз" затратил на это 272 миллиона тенге, восстановив газораспределительные сети в Меркенском, Мактааральском и других районах Жамбылской области.
И программа газификации населенных пунктов страны, прежде всего в сельской местности, далеко не исчерпана - при изобилии газа в Казахстане доступ к нему всех потребует немало времени и денег.
Есть еще и другая проблема, которая обсуждалась недавно на научно-практической конференции "Эксплуатация магистральных газопроводов: достижения и перспективы", проходившей в Астане.
На ней представители АО "Интергаз Центральная Азия", ведущего оператора газотранспортных сетей страны, обратили внимание на серьезные технические и технологические недостатки всей газотранспортной системы страны.
Большинство ее объектов, в том числе и трубопроводов, вводились в эксплуатацию в 60-х - 70-х годах прошлого века и сейчас изношены до критического предела. Необходима реконструкция, но средств на нее нет.
Если через десять - пятнадцать лет резко возрастут объемы экспорта газа, система может просто физически не выдержать нагрузок.
Необходимы огромные финансовые вложения, которые можно найти только на пути кооперации усилий компаний и стран. Специалисты поднимают вопрос о создании международного газового альянса, с участием России, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, который сможет не только контролировать поставки на международные рынки значительных объемов газа, но и влиять на мировую ценовую политику на это сырье.
Сегодня среднеазиатские государства теряют сотни миллионов долларов потому, что каждая из стран продает свой газ самостоятельно и, как правило, по низкой цене. Газовый альянс помог бы это исправить.
Но пока в этом вопросе дальше общих разговоров дело не движется. . .