24 января 2006 года. Тони Блэр (Tony Blair) отшутился от последней шпионской ссоры с Россией, с улыбкой заявив журналистам: "Я думаю, чем меньше об этом будут говорить, тем лучше".
Разоблачение британских дипломатов, которые использовали электронное устройство, замаскированное под камень, возможно, показалось премьер-министру еще одной смелой проделкой в шпионских играх, которые столетиями ведут Великобритания и Россия.
Но в Москве этот инцидент видится более зловещим - он знаменует самую последнюю попытку Кремля задавить права человека и выступающие за демократию группы.
Москву приводят в ужас "цветные" революции, которые свергли ее клиентов в бывшем Советском Союзе - такие, как Оранжевая революция на Украине год назад.
Президент Владимир Путин, кажется, убежден в том, что Запад теперь хочет использовать продемократические организации в самой России для дестабилизации его становящегося все более автократическим правления.
Кремль принял закон о контроле над неправительственными организациями (НПО), которые он считает угрозой для своей безопасности. Вовсе не случайно, что российские откровения по поводу британского шпионажа в большой мере сфокусированы на связях между британскими дипломатами и группами гражданского общества.
"Мы впервые публично поймали их за руку в процессе установления контакта со своими здешними агентами и получили доказательства, что они финансируют ряд НПО", - сказал Сергей Игнатченко, представитель по связям с общественностью Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ (наследницы старого советского Комитета государственной безопасности, или КГБ).
Российский государственный телеканал "Россия", который передал в эфир отснятый видеоматериал наружного наблюдения за одним из сотрудников политической секции посольства Великобритании, сообщил, что этот дипломат поддерживает тесные связи с НПО.
В этом документальном ролике показаны также написанные данным дипломатом письма, в которых он санкционирует выдачу денег российским группам. "Деньги приходили буквально каждый день", - сказал в комментариях к ролику сотрудник ФСБ. Один перевод на 23000 английских фунтов стерлингов предназначался "Московской Хельсинкской группе", правозащитной организации, которая является постоянным критиком г-на Путина.
Руководитель этой организации Людмила Алексеева сказала: "Это попытка очернить хорошо известную группу с помощью обвинений в соучастии в шпионской деятельности. Они подготавливают общественное мнение к тому, что правительство нас запретит".
Министерство иностранных дел (МИД) Великобритании постаралось принизить эту ссору, ничего не сказав о том, что данные дипломаты являются шпионами, и отвергнув всякое предположение, что (английская секретная служба) МИ-6 (MI-6) финансирует российские организации. "Мы озабочены и удивлены этими голословными утверждениями. Мы отвергаем всякие инсинуации относительно недостойного поведения в наших отношениях с российскими НПО", - сказал один пресс-секретарь МИД Великобритании.
"Хорошо известно, что правительство оказывает финансовую помощь проектам, осуществляемым российскими НПО в сфере прав человека и гражданского общества. Вся наша помощь оказывается открыто и преследует цель способствовать развитию здорового гражданского общества".
Пресс-секретарь МИД сказал, что Великобритания ежегодно расходует 500000 фунтов на поддержку российских НПО, включая группы, выступающие за демократию, права человека и хорошее управление. Г-н Блэр поторопился подружиться с г-ном Путиным, когда тот в 1999 году сменил Бориса Ельцина. Но г-н Путин пришел в ярость в связи с тем, что в 2003 году Великобритания предоставила политическое убежище чеченскому лидеру Ахмеду Закаеву.
Великобритания, со своей стороны, недавно приватно заявила России жесткий дипломатический протест по поводу ее стоящей 1 млрд. долл. США (570 млн. фунтов) сделки с Ираном о продаже оружия. Запад вот уже многие годы проводит политику вовлечения России в западную систему.
России было предложено формальное партнерство с Организацией Североатлантического договора (НАТО), а в этом году г-н Путин будет принимать ежегодный саммит Большой Восьмерки (G-8) самых богатых стран мира. Но в последние годы отношения между нашими двумя странами охладились, не в меньшей мере потому, что г-н Путин, который в прошлом году высказал сожаление по поводу краха Советского Союза, назвав это событие "величайшей геополитической катастрофой столетия", кажется, пытается воссоздать часть утраченной империи.
В Средней Азии Москва радостно восстанавливает свое былое влияние, утраченное с прибытием в регион американских войск накануне начала войны в Афганистане. Запад пригвоздил к позорному столбу Узбекистан за убийство сотен гражданских лиц, протестовавших в Андижане в прошлом году, и как результат этого Америка лишилась там своих баз. Россия тут же заняла ее место, подписав с Узбекистаном военное соглашение и начав проводить совместные военные учения.
Москва использует свое могущество как поставщика нефти и газа для утверждения господства над своим "ближним зарубежьем". Ранее в текущем месяце она перекрыла подачу газа на Украину, а в конце прошлой недели Грузия, другое прозападное государство, обвинила Москву в том, что она делает с ней то же самое.
Поступки г-на Путина у себя в стране вызывают не меньшую обеспокоенность. Он не только приструнил непопулярных "олигархов", которые когда-то контролировали большие куски российской экономики, но также заткнул рот независимой прессе и приручил парламент. Он централизовал в Кремле другие властные полномочия, в частности, путем прямого назначения региональных губернаторов.
В прошлом месяце подал в отставку экономический советник г-на Путина Андрей Илларионов, который заявил, что Россия "больше не является демократической страной, больше не является свободной страной".
Разоблачение британских шпионов может оказаться, а может и не оказаться правдой. Но безусловным является то, что оно будит вызывающие дрожь воспоминания о "холодной войне".