Разоблачение методов британской разведки, может, и поставило МИ-6 в неловкое положение, зато отлично вписалось в кампанию Кремля против неправительственных организаций (НПО).
Российские СМИ и ФСБ чередуют показы видео о "фальшивом булыжнике" на московской мостовой с комментариями о связи предполагаемых шпионов с местными правозащитными группами.
Деньги для НПО "поступали непрерывным потоком буквально каждый день", причем часть из них выделяло британское посольство, рассказал оперативник ФСБ. Спецслужбы и президент Владимир Путин, сам бывший сотрудник КГБ, считают НПО идеальным прикрытием для шпионажа, а также терроризма и организованной преступности.
В этом месяце Путин подписал закон о регистрации НПО, вызвавший массу споров, поскольку, по мнению критиков, он может использоваться как инструмент для закрытия "нежеланных" организаций. Среди них могут оказаться группы, борющиеся за диктатуру закона, свободу СМИ и права человека.
Российские парламентарии и руководители силовых структур утверждают, что страна лишь привела свое законодательство в этой области в соответствии с западным.
В этом месяце, защищая свои действия на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель в Москве, Путин сказал: "НПО, функционирующим в рамках заявленных ими целей, не будет причинен никакой ущерб".
Однако президент, очевидно, пытался преуменьшить значение законопроекта, который сам без лишнего шума подписал 10 января, после того, как тот был принят обеими палатами парламента.
Обычно российские СМИ сообщают о подписании президентом того или иного законопроекта, но в этот раз они промолчали. Закон должен вступить в силу в апреле. Его целью якобы является борьба с терроризмом и отмыванием денег, а также прекращение финансирования политической деятельности из-за рубежа.
Однако его принятие также свидетельствует о том, что Кремль серьезно напуган "цветными революциями", прокатившимися по бывшим советским республикам, включая Украину и Грузию. Считается, что эти революции финансировались из-за рубежа через НПО.