Еще с начала первого срока президентства В. Путина обозначилась тенденция активного вхождения крупных российских нефтегазовых компаний на рынки сопредельных государств.
Как следствие этого, сегодня российский капитал в экономиках республик Центральной Азии преимущественно представлен именно в нефтегазовом и энергетическом секторах.
В то же время в самой России в последние годы наблюдается падение уровня добычи газа на месторождениях, разрабатываемых российским газовым монополистом, компанией "Газпром".
Поэтому одним из вариантов реализации планов "Газпрома" по наращиванию объемов экспорта газа в страны дальнего зарубежья при обеспечении полного удовлетворения внутренних потребностей является заключение контрактов на поставку газа из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, причем в постоянно возрастающих объемах.
Заинтересованность в нефтяных ресурсах Центральноазиатского региона обусловлена еще и тем, что российский нефтяной бизнес, стремящийся составить конкуренцию западным компаниям в главных мировых центрах нефтедобычи, уже сейчас пытается опередить конкурентов и укрепить свои позиции в перспективном регионе.
Поэтому российское присутствие расширяется в ряде прикаспийских государств, в основном - в Казахстане.
Однако даже в этой области достаточно активного взаимодействия остается нерешенным большое количество вопросов. Например, сохраняется неэффективная система таможенного контроля поставок нефтегазовых ресурсов, до сих пор не выработаны единые подходы по формированию тарифов на их транзит. В частности, для казахстанских экспортеров нефти транзитные тарифы более чем в два раза превышают тарифы для российских нефтяных компаний, что препятствует эффективному использованию транзитного потенциала двух государств.
В целом же стоит отметить, что Россия постепенно выстраивает более прагматичную систему взаимоотношений с другими странами.
И, по всей видимости, экономический рычаг все более активно будет применяться для отстаивания своих интересов.
Поэтому, ориентируя на себя нефтегазовые потоки государств Центральной Азии, развивая региональную нефтегазотранспортную инфраструктуру, создавая совместные предприятия и осуществляя другие проекты в этом секторе, Москва стремится, кроме всего прочего, в ближайшей перспективе укрепить свои геостратегические позиции.
Известно, что Россия обладает мощным промышленным потенциалом, особенно в металлургической и химической промышленности, машиностроении и металлообработке. Это и определяет еще одно направление реализации российской экономической политики в регионе. В этих сферах сотрудничество развивается посредством создания совместных предприятий и предприятий со стопроцентным российским капиталом на территории центральноазиатских государств. Реализация подобных проектов в большей мере относится к Казахстану.
Например, в машиностроении перспективными являются проекты по созданию совместного с российской фирмой Авто-ВАЗ предприятия по сборке автомобилей ВАЗ в городе Усть-Каменогорске, ТОО "Актюбинский завод нефтяного оборудования" по производству оборудования для нефтегазового комплекса.
В металлургическом комплексе важное значение имеет создание на паритетных началах совместного предприятия ЗАО "РосКазМедь" между казахстанским АО "Корпорация "Казахмыс" и российским ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод", которое может стать одним из крупнейших разработчиков медных месторождений на территории Челябинской области и Российской Федерации в целом.
Однако даже существующий с Казахстаном уровень взаимодействия в отраслях металлургического комплекса характеризуется экспертами как недостаточно высокий. На эффективности производственных процессов сказываются проблемы сырьевого обеспечения металлургических предприятий.
Однако несогласованность позиций двух государств по ценовой политике при выходе на внешние рынки уже не раз приводила к негативным последствиям для российских и казахстанских производителей металлургической продукции.
Приведенные факты, конечно, не являются исчерпывающими, но достаточно показательны. Условно можно сказать, что российская экономическая политика в регионе реализуется посредством участия в нескольких типах проектов.
Прежде всего, это стратегически важные проекты в нефтегазовом секторе, электроэнергетике. В этих областях Россия стремится развивать отношения со всеми странами региона.
Говоря в целом об этом направлении российской экономической политики, стоит отметить, что уровень российских инвестиций здесь все еще остается низким. Тенденция инвестиционной активности России, как и прежде, распространяется преимущественно на топливно-энергетический комплекс стран региона.
Отдельно стоит отметить, что существует и некоторое число экономических проектов, в которых российское участие в большей мере определяется не коммерческой целесообразностью, а политической необходимостью.
Примером этому является ряд российско-узбекских проектов. В настоящее время экономические мотивы не играют основной роли в потенциальном российско-узбекском сотрудничестве, но используются в качестве общей поддержки.
Таким образом, Россия использует возможность закрепить свои позиции в Центральной Азии, за что, собственно, и платит своеобразную ренту.