Появление на политической арене нового межгосударственного объединения "Сообщество демократического выбора" в очередной раз продемонстрировало всему миру, что активность политических лидеров стран бывшего СССР заставляет многие страны мира постоянно уделять значительное внимание к создаваемым межгосударственным союзам.
Каким будет будущее "Сообщества демократического выбора" и будет ли оно вообще - вопросы, которые в настоящее время волнуют многие страны СНГ, Европы и США.
Вернемся в 2005 год. Одним из политических событий ушедшего года стало создание блока "Сообщество демократического выбора". Днем рождения данной Организации можно считать 12 августа 2005 года, когда в Боржоми президенты Украины и Грузии подписали Совместное заявление. Этот документ окрестили "Боржомской декларацией" и сразу отнесли к проявлениям антироссийской организованной политики на постсоветском пространстве. При этом демократизация региона является одной из главных целей СДВ. Стоит отметить, что данная организация объединила страны, стремящиеся в НАТО и ЕС и не желающие оставаться под влиянием России.
2 декабря 2005 года состоялось пленарное заседание форума Содружества демократического выбора. В работе форума участвовали президенты Литвы, Эстонии, Румынии, Болгарии, Македонии и Венгрии.
Кроме них, в статусе гостей на конференции присутствовали представители ООН, ОБСЕ, НАТО, Евросоюза и Совета Европы, а также неправительственных организаций.
В понимании родоначальников данного межгосударственного объединения, содружество представляет собой коалицию новых европейских демократий, которая, в частности, будет способствовать урегулированию замороженных конфликтов и расширению ареала демократических преобразований в мире.
Однако кому выгодно создание подобного межгосударственного объединения?
Итак, Грузия и Украина. Какие интересы могут преследовать данные две страны при создании "Содружества демократического выбора"?
Во-первых, Тбилиси и Киев в 2005 году в политическом аспекте оказались "вне игры". Подобная ситуация напрямую связана с механизмом распада СНГ.
И инициатива по созданию Содружества демократического выбора была вынужденной мерой, так как с одной стороны, выданные Грузии и Украине обещания об экономическом сближении с Европой и даже вступлении в ЕС, никто в Брюсселе в настоящее время не спешит выполнять.
С другой стороны, надеясь на поддержку Запада, данные две страны испортили отношения с Россией. В итоге, практически полностью отвергнув СНГ, как неэффективную организацию, Киев и Тбилиси оказались вне международных структур, способных отстаивать их интересы.
Поэтому создание нового межгосударственного блока с таким амбициозным названием и целями способствовало привлечению внимания мировой общественности к данному объединению и акцентировало внимание на инициаторах организации данного межгосударственного блока.
Во-вторых, как Украина, так и Грузия в так называемый постреволюционный период испытывали и испытывают постоянную потребность в финансовых вливаниях (экономический аспект) со стороны стран Европы и США. Но для того, чтобы получать финансовую помощь, нужно показывать свою деятельность либо на внутреннем, либо на внешнем поле, что вышеуказанным странам по многим параметрам не удавалось.
Символично, что первый форум Содружества демократического выбора начался сразу же после проведения саммита Украина - ЕС. Вполне вероятно, что именно здесь и заключается основная идеология создаваемой общности: это страны, ориентирующиеся в своем развитии на Европу.
В-третьих. Стала очевидной участь ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), попытки реанимации которого со стороны Тбилиси и Киева остались безуспешными. В результате чего Украине и Грузии пришлось искать новую схему межгосударственного сотрудничества, которая в состоянии привлечь со стороны Запада и США финансовые средства и политическую поддержку.
Что касается США, то Вашингтон как никто другой заинтересован в создании Содружества демократического выбора.
Во-первых, создание данного союза может реализовать давно разработанный проект Вашингтона по созданию пояса безопасности (санитарного пояса) вокруг России. И данная "инициатива" Тбилиси и Украины, которая объединила бы в себе так называемые демократические страны, которые не желают находиться в орбите влияния России, очень тесно соприкасаются с проектом Вашингтона.
Во-вторых, США заинтересованы разбить пространство бывшего СССР на два лагеря: пророссийский и "революционно-демократический". В этом случае Вашингтон пользуется старой народной мудростью "разделяй и властвуй".
В то же время в Вашингтоне осознают, что демократическими Грузию и Украину можно назвать с большой натяжкой, а можно и вовсе не назвать с учетом того, что происходит в Грузии, где фактически сложилась однопартийная система, а в Украине развернута кампания "по охоте на ведьм". Где все, кто был связан с прежней властью, а ныне с оппозицией, тоже изгоняются со всех постов. И в данном случае помочь Белому дому Киев и Тбилиси могут только в реализации внешнеполитических программ США.
В-третьих, Вашингтон продолжает организацию программ "революционных преобразований", так как процесс "бархатных" и "оранжевых" революций в последнее время замедлился. Особенно это стало заметно после того, как механизм американских дал сбой в Кыргызстане и Узбекистане.
Мало кто сомневается, что Вашингтоном будут инициироваться подобные проекты по смене власти в других республиках бывшего СССР.
В-четвертых, энергетический аспект. Так в контексте обострения мировой конкуренции за энергоресурсы, отношения между ведущими международными игроками будут иметь тенденцию к конфронтации. И в этом случае конкуренция между ЕС и США вынуждает Вашингтон искать себе новых союзников в Европе из числа постсоветских стран, в первую очередь Украины, Грузии (так как с Россией у США сложились отношения "равный-равному", чего нельзя сказать в отношении других стран постсоветского пространства).
При этом страны Европейского союза упустили из виду, что в основе Содружества демократического выбора лежит идея о создании кордона между регионом и ЕС. Целью является контроль над транспортными потоками и трубопроводами и обеспечение независимости государств от России в вопросах снабжения энергоносителями.
Европейский союз, выступая союзником США в процессе создания Содружества демократического выбора сам, не подозревая этого, загоняет себя в энергетическую западню. Это, прежде всего, связано с тем, что расширение контроля США над Украиной и данной организацией будет способствовать созданию реально действующей изоляции Европы, при помощи которой Вашингтон может посадить Европу на энергетический паек. Таким образом, США и далее будут полностью контролировать развитие Евросоюза.
Между тем именно после создания данного межгосударственного блока отмечается обострение взаимоотношений между Россией, Грузией, и Украиной.
И оно вполне закономерно, по причине того, что Москва не сможет спокойно наблюдать за такими "телодвижениями" своих соседей.
У России достаточно рычагов влияния на бывшие республики СССР, что она в последнее время и демонстрирует.
Интересно было бы проанализировать действия и стран Европейского союза, но здесь, как ни странно Европа не играет партию первой скрипки.
И если данная рапсодия под таким звучным названием "Содружество демократического выбора" будет и дальше сопровождаться теми же инструментами с уже расписанными партитурами, то вполне вероятно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями рождения других межгосударственных коалиций, в основе которых будет лежать экономико-энергетический интерес.
____________________________________________________________
Дряблый апельсин ("The Times", Великобритания)
Предательство Украины ("The Times", Великобритания)