Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запасы нефтяных гигантов иссякают?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И в самые лучшие времена нефтяные компании не окружены всеобщей любовью. Но горе тем фирмам, которые заявляют о высоких доходах. Им следует ожидать жесткой критики со стороны политиков, СМИ и общества, которая будет литься словно из свежей нефтяной скважины

Крупнейшие частные нефтяные компании мира сообщают о рекордных прибылях, достигнутых благодаря высоким ценам на нефть. Но скоро время радости пройдет - нужно искать новые ресурсы на замену тому сырью, которое они качают.

И в самые лучшие времена нефтяные компании не окружены всеобщей любовью. Но горе тем фирмам, которые заявляют о высоких доходах. Им следует ожидать жесткой критики со стороны политиков, СМИ и общества, которая будет литься словно из свежей нефтяной скважины. Такой была реакция на сообщение от 30 января о том, что Exxon Mobil, крупнейшая в мире частная нефтяная компания, в 2005 г. побила все рекорды, получив 36 миллиардов чистой прибыли. Через пару дней концерн Royal Dutch Shell объявил, что он заработал 13 миллиардов фунтов (23 млрд. долл.), поставив рекорд среди британских компаний. За неделю до этого о резком росте доходов сообщили американские компании ConocoPhillips и Chevron. А во вторник 7 февраля концерн British Petroleum объявил, что по итогам года его доходы составили 11 млрд. фунтов, что, впрочем, оказалось ниже, чем предсказывали аналитики. Концерн пообещал вернуть своим акционерам до 65 млрд. долларов в ближайшие несколько лет при условии сохранения высокой цены на нефть.

Радостные для акционеров Exxon новости были встречены в Вашингтоне яростными призывами со стороны как демократов, так и республиканцев обложить налогами коварную нефтяную промышленность. Реакция на новости такого рода не меняется уже многие годы. Когда Exxon сообщил в октябре о рекордной прибыли по итогам третьего квартала, Конгресс счел нужным обвинить представителей 'Большой Нефти' в спекуляции. С такими же проблемами столкнулся Shell в Британии. Защитники прав потребителей стенали, а профсоюзные лидеры призывали к введению разового налога для выплаты помощи пенсионерам.

На этой неделе президент Буш воспользовался своим обращением к нации, чтобы пожурить американцев за их зависимость от нефти. Но после этого он выступил в защиту Exxon. Он подчеркнул, что сверхприбыли являются результатом деятельности компании на рынке: высокие доходы - прямое следствие высоких цен на нефть. Бурно растущий спрос, особенно, со стороны Индии и Китая, поднял цену барреля нефти с 10-15 долларов в 1998 г. до почти 70 долларов сегодня. При том, что огромная доля нефти в мире поставляется ближневосточными государственными производителями, крупные частные компании Америки и Европы не имеют большого влияния на изменение цены.

Цены неподвластны даже Организации стран-производителей нефти (ОПЕК), решившей на этой неделе сохранить свои производственные квоты на прежнем уровне. В настоящее время нефтяной картель качает около 30 млн. баррелей в сутки - это самый высокий уровень за последние 25 лет. Он не может производить больше, даже если очень захочет. Тем временем, в 2005 г. потребление нефти выросло и, по данным Международного энергетического агентства, продолжит расти в 2006 г. Похоже, высокие цены на нефть и, как следствие, дальнейший рост прибылей 'Большой Нефти' сохранятся.

Когда высохнут скважины

Вероятно, критика со стороны общества беспокоит крупные нефтяные компании меньше, чем проблемы, связанные с самими нефтепромыслами и угрожающие их будущему. Сегодня директора могут открывать шампанское, но нефтяные скважины, производящие сверхприбыли, иссякают. Из-за цифр парадных отчетов проглядывают менее заманчивые данные. Shell заработал больше, чем в прошлом году, несмотря на сокращение уровня добычи; небольшой спад продукции пережил и Exxon. Между тем, Shell возместил новыми резервами лишь 70-80% добытой нефти. В 2004 г. уровень возмещения был еще ниже - менее 50%, а фирма прошла через скандал, связанный с предоставлением неточной информации о своих запасах. Лучше на их фоне выглядит ВР, возместивший в 2005 г. 95%, согласно формуле, установленной Американской комиссией по ценным бумагам и биржам. Согласно этим же критериям Exxon возместил 83% (или 112% по данным собственных, более консервативных расчетов).

Восполнение запасов является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед ведущими нефтяными компаниями мира. Падает объем добычи на месторождениях, которые были основным источником прибыли западных компаний с 1970-х - в Северном море, Мексиканском заливе и на Аляске. В результате, компаниям приходится искать новые месторождения. Большая часть нефти в мире залегает вокруг Персидского залива, но это вотчина государственных производителей-гигантов. Западные нефтяные фирмы, в основном, не допускаются в этот регион.

Вместо этого, они ведут разведку в Западной Африке, в районе Каспия и в других экзотических местах. Это оказалось сложнее, чем эксплуатация месторождений ближе к дому. Против компании Shell, работающей в Нигерии, выступили правозащитники, осуждая ее за слишком тесные отношения с правительством, обвиняемым в репрессиях против политической оппозиции в нефтедобывающих регионах. А по ее производству наносятся удары похищениями нефтяников и взрывами на нефтепроводах, в которых обвиняют местные группы, считающие, что они не получают прибыли от нефти. Более того, добыча нефти на обширных пространствах, скажем, у берегов Бразилии, требует дорогостоящих технологий и капитальных затрат.

В свое время было принято считать Россию, которая по разным оценкам обладает примерно 5% запасов нефти, местом, где крупные нефтяные фирмы могут делать бизнес. Но проведенная президентом Путиным жесткая кампания по расчленению 'ЮКОСа', отечественной фирмы, принадлежавшей его политическому противнику, привела к охлаждению отношений с западными нефтяными компаниями, которым практически перекрыли доступ в страну. Путин ведет политику, направленную на консолидацию российских нефтегазовых компаний, стремясь превратить 'Газпром' в главного национального производителя.

Неприятности крупным нефтяным фирмам создает также растущая конкуренция в других регионах, где идет борьба за ресурсы. Нефтяные фирмы Китая и Индии скупают более мелких соперников по всему миру, чтобы удовлетворить кажущийся бесконечным спрос своих экономик на энергию. Это вызвало политическую реакцию в ряде западных стран. Благодаря давлению американского Конгресса, в прошлом году, китайский государственный нефтяной концерн CNOOC проиграл компании Chevron аукцион на покупку Unocal, американской нефтяной фирмы, не входящей в число лидеров индустрии.

Пользующиеся поддержкой государства нефтяные фирмы Индии и Китая обвиняют в том, что они переплачивают за приобретение ресурсов, стремясь увеличить свою долю на мировом рынке. В отличие от Exxon, Shell и им подобных, им не приходится отвечать перед придирчивыми акционерами. В январе Индия и Китай договорились выступать единым фронтом на некоторых аукционах по приобретению предприятий энергетической отрасли, чтобы избежать завышения цены. Их национальные нефтяные компании также склонны иметь дело с режимами, общения с которыми западные фирмы могут избегать. Так, Индия подписала контракты с Мьянмой и Ираном.

Однако у западных нефтяных фирм есть некоторое преимущество перед конкурентами. Технологические новшества, которые им пришлось внедрить в ходе разведки труднодоступных месторождений, могут помочь в разработке нетрадиционных углеродов, таких, как канадские нефтеносные пески. Кроме того, они обладают капиталом и ноу-хау, необходимым для добычи и транспортировки газа в сжиженном виде. Но, если крупные западные фирмы проиграют бой за возмещение запасов, то эра мегаприбылей может остаться в прошлом, независимо от того, сколь высока будет цена нефти.

____________________________________________________________

Общество 'анонимных нефтеголиков' ("The Weekly Standard", США)