Ферганская долина - "слабое звено" Центральной Азии, та точка, которая может стать отправным пунктом начала процесса дестабилизации региона.
Опасность возникновения очага, способного превратить Центральную Азию в "пылающий костер" осознают многие политические лидеры республик региона, в то же время не наблюдается действительно эффективных процессов консолидации центральноазиатских государств перед перманентно нависающей угрозой.
Похоже что события, произошедшие в Центральной Азии в 2005 году, никого ничему не научили. Вспомним, в прошедшем году регион потрясли два инцидента, в двух республиках:
1. Узбекистан (андижанские события);
2. Кыргызстан (напряженная внутриполитическая ситуация, связанная с отставкой Акаева, последующим избранием нового президента и парламента, а также с массовыми волнениями внутри республики).
В Центральной Азии находятся пять республик: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан. В двух республиках в прошлом году уже произошли внутриполитические пертурбации, которые надолго отодвинули данные государства от того момента, когда они смогут обозначаться термином, так любимым зарубежными инвесторами и сопредельными странами - "политически стабильная страна".
2006 год в Центральной Азии также начался с неприятных событий: 28 января боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) напали на изолятор временного содержания в Таджикистане и убили начальника учреждения.
Как видим, в год обычно две республики подвергаются незавидной участи снискать себе славу страны с нестабильной внутриполитической ситуацией. Вполне вероятно, что "претендентами" в 2006 году снова являются Узбекистан и Кыргызстан.
Почему Узбекистан? События прошлого года показали, что вооруженные силы республики готовы вести боевые действия против вооруженных бандгруппировок в горной местности, но не подготовлены к ведению операций по обезвреживанию вооруженных групп в условиях города.
Если полученный правоохранительными органами Узбекистана в 2005 году урок не будет изучен и не сделаны соответствующие оргвыводы, то вероятность появления очагов нестабильности в Узбекистане, особенно в приграничных районах с Ферганской долиной более чем реальная.
В то же время Кыргызстан с отсутствием со стороны существующей официальной власти контроля над всей территорией республики представляет собой благодатную почву для поддержки местным населением инициатив вооруженных преступных группировок.
Также нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что основная угроза республикам Центральной Азии исходит из Афганистана, на территории которого проходят подготовку боевики многих экстремистских группировок. И в этом случае стоит обратить внимание на приграничные с Афганистаном республики региона.
А это Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.
Но, Таджикистан уже показал, на что способны его силовые ведомства. Конечно, принимая во внимание действие внешних факторов можно прогнозировать активизацию преступных группировок на территории других республик, да и "раскачивание лодки" в Таджикистане также будет иметь место в 2006 году, с наступлением теплого времени года.
Что касается Туркменистана, то здесь не нужно забывать, что в данной республике вооруженные силы не являются подготовленными для ведения борьбы с бандформированиями (при этом республика редко принимала участие в совместных военных антитеррористических учениях, проводимых в Центральной Азии).
Принимая во внимание отсутствие опыта борьбы, "профессиональный голод" в спецподразделениях, а также недостаточно хорошо укрепленную границу между Афганистаном и Туркменистаном можно с большой долей уверенности предположить, что следующей в списке потенциальных жертв нестабильности станет Туркменистан.
Действительно, внешне благополучная страна с большой территорией, малым количеством населения и относительно низким уровнем жизни может стать лакомым кусочком для экстремистов.
Учитывая фактор внезапности, который так любят использовать экстремистские организации можно прогнозировать их появление на туркменской земле. Это будет неожиданным шагом, как, впрочем, и другие вылазки бандформирований на территории республик региона, которых никто из политических лидеров не ожидал, предполагая, что уж их-то страны не коснутся потрясения, связанные с привлечением спецподразделений для стабилизации ситуации в отдельно взятом районе отдельно взятой республики.
Конечно, Туркменистан стоит особняком от политических процессов, происходящих в Центральной Азии, но, проникнув на его территорию, вооруженные бандформирования получат значительные преимущества, появившись в тех местах, где их не только не ждали, но на уровне рядовых граждан даже могут оказать поддержку.
В этом случае для вооруженных формирований (в первую очередь для Исламского движения Узбекистана) становится заманчивой перспектива появления на территории республики, еще не сталкивающейся с подобным явлением, которое представляет собой ИДУ.
Но ведь возможен и иной поворот развития событий: прохождение вооруженных бандформирований через территорию Туркменистана, и дальнейшее их проникновение на сопредельные земли Узбекистана с прицелом на Ферганскую долину. В этом случае ИДУ достигает тройного эффекта:
дестабилизация ситуации в Туркменистане;
проникновение в Узбекистан с неожиданного для правительственных сил направления;
организация очага нестабильности непосредственно в Ферганской долине.
Учитывая тактику ведения боевых действий ИДУ, и других экстремистских организаций, действующих в Центральной Азии последний вариант представляется наиболее прогнозируемым и реалистичным.
Насколько прогнозируемые сценарии развития ситуации могут реализоваться - покажет время, а точнее наступление весны, которая обнажит многие горные тропы, связывающие страны региона, и позволяющие желающим беспрепятственно проходить из одного государства в другое, внося изменения в размеренное течение жизни республик.