На прошлой неделе стало известно, что российское агентство "Росэнерго" пока не дало согласия на транзит нефти из Казахстана по территории России в Литву.
Эта новость стала тревожным сигналом и для литовских властей, и для казахстанской национальной компании "КазМунайГаз" (КМГ).
Общее, что связывает литовское правительство и казахстанскую нефтегазовую компанию - нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu nafta.
Вильнюс заинтересован, чтобы вместо ЮКОСа, продающего 53,7 процента акций, пришел серьезный инвестор, который в состоянии загрузить мощности довольно крупного Mazeikiu nafta.
КазМунайГаз, в свою очередь, хотел бы приобрести этот актив, дающий возможность диверсифицировать рынки сбыта не только нефти, но и готовой продукции. Этот проект выгоден для КМГ еще и тем, что он транспортирует нефть на завод как сырье (это значительно дешевле), а затем, переработав ее, может получать неплохую маржу на близлежащем западном рынке за счет продажи уже готовой продукции.
КМГ сделал свое предложение за литовский завод еще несколько месяцев назад. И до сих пор считался одним из главных возможных покупателей пакета акций Mazeikiu nafta. Компания предложила 1 миллиард долларов (по некоторым источникам - 1,2 миллиарда долларов) и, кроме того, анонсировала заключение соглашения на 10 лет с российской "Транснефтью" по трансферу необходимых объемов нефти через российскую территорию.
Как сообщают российские СМИ, руководство "Транснефти" не замедлило дезавуировать анонс, причем официальное объяснение выглядело так, что КазМунайГаз не смог договориться о повышении объема транспортировки нефти не только в двустороннем порядке, но и, что важно, на правительственном уровне. Деловые круги и России, и Литвы, тут же сделали свои выводы: шансы КазМунайГаза на приобретение акций Mazeikiu nafta после провальных переговоров заметно поубавились.
И решение "Росэнерго" о невозможности дополнительного транзита казахстанской нефти (или нефти, специально купленной в России для транспортировки в Литву) может вколотить последний гвоздь в гроб этого, казалось, перспективного для КМГ приобретения Mazeikiu nafta.
Однако медиа-истерия, наблюдающаяся относительно этого факта, возможно, не стоит выеденного яйца. Дело в том, что глава "Росэнего" Сергей Оганесян лишь заявил прессе, что график трансфера нефти на I квартал 2006 года не согласован. Естественно, не принято окончательного решения и на весь год. Безусловно, это не свидетельствует о том, что КМГ уже получил разрешение на дополнительный трансфер нефти, но и еще не говорит о том, что казахстанской компании де-факто отказано в транспортировке нефти.
Некоторые российские СМИ, однако, делают далеко идущие прогнозы: дескать, казахскому КазМунайГазу не удалось добиться от "Росэнерго" согласия на транзит, и это может значительно осложнить процесс приобретения акций Mazeikiu nafta, принадлежащих ЮКОСу.
Более того, утверждают аналитики, решение "Росэнерго" делает Mazeikiu nafta малопривлекательным активом для КМГ. Возможно, в этом утверждении есть доля истины, поскольку сейчас для национальной компании особо интересными являются проекты по диверсификации своего бизнеса, по этой причине КМГ хотел бы сам заниматься и транспортировкой, и переработкой. При такой комбинации нефтегазовые компании в современных условиях становятся сверхрентабельными. Однако, надо полагать, для КМГ литовский завод представляет интерес в любом случае. Когда факт покупки состоится, острота потери для российских компаний (об этом чуть ниже) улетучится, и КазМунайГаз получит все шансы для того, чтобы загрузить Mazeikiu nafta. Рынок уже всюду диктует свои условия, и против этого не поиграешь.
Как известно, сегодня на активы Mazeikiu nafta наряду с КазМунайГазом претендует польская компания PKN Orlen, а также российские "Лукойл" и ТНК-BP.
При этом основным соперником за долю участия в Mazeikiu nafta выступают именно поляки. Но вся интрига сегодняшнего дня заключается именно в том, что явные фавориты на покупку литовского завода не могут выполнить наиглавнейшее условие литовских властей - обеспечить полную загрузку завода.
Нынешнее положение вещей и накал страстей вокруг продажи активов ЮКОСа российские компании совершенно не устраивают. Они хотят получить контроль над Mazeikiu nafta во что бы то ни стало: слишком привлекательная фишка стоит на кону. Не исключено, что по этой причине стимулируется информационная война. И "Лукойл", и ТНК-BP предложили за литовский нефтеперерабатывающий завод суммы, едва ли не в два раза ниже, чем другие претенденты. И хотя эти акции действительно стоят того, что предлагают за них казахстанская и польская компании, российские нефтяные компании слишком искушены в вопросах приобретения собственности и поэтому желают получить Mazeikiu nafta за полцены.
Это одна из версий. Но она вполне состоятельна. Если действительно "Росэнерго" откажет КазМунайГазу в трансфере казахстанской нефти по российской территории, то, безусловно, для литовского правительства станут предпочтительны российские покупатели доли ЮКОСа. В краткосрочной перспективе, конечно, Литва потеряет солидные деньги, потому что продаст часть акций ЮКОСа далеко не по рыночной цене. Но в дальнесрочной перспективе она "наверстает" потери за счет полной загрузки завода и получения прибыли. В этих условиях, надо полагать, Литва постарается продать россиянам как можно меньший пакет акций, тем самым сократить свои потери (сейчас она планирует оставить у себя не более 20 процентов). Или же она станет ожесточенно торговаться, чтобы приблизить цену покупателя к желаемой.
Впрочем, с таким же успехом литовское правительство может отказаться от изначального условия по загрузке завода, полностью перенеся акцент на выгодную продажу пакета акций. Таким образом, с этого вопроса слетит политическая шелуха, и покупателем станет КазМунайГаз. И это вовсе не будет означать, что завод останется без нефти. У КМГ достаточно рычагов влияния, чтобы сделать этот проект рентабельным.