В последние несколько месяцев напряженность между западным миром и Исламом поднялась на более серьезный уровень. Победа ХАМАС на палестинских выборах была не слишком благоприятно воспринята большими державами. Замечание президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, что "Холокост" есть миф, поставило под угрозу переговоры о ядерной программе этой страны. А карикатуры на пророка Мухаммеда разогрели ситуацию до полномасштабного взрыва.
На поверхности мы видим столкновение идей национализма и воинственности, мира и власти, свободы слова и уважения. Но кто может сказать, что конфликты не являются необходимыми? Кое-кто утверждает, что если бы ХАМАС и другие палестинские группы не проявляли чрезвычайной воинственности, Израиль не ушел бы с Западного берега и Сектора Газа. Другие осуждают эту воинственность, приводящую к пролитию невинной крови.
После провала попыток США доказать свои утверждения, что Ирак имел оружие массового уничтожения, кого удастся легко убедить в том, что ядерное оружие разрабатывает Иран? Западный мир не видит разницы между оскорблением Ислама и Христианства (вне зависимости от их исторической и культурной близости), но с учетом нынешних реалий такие оскорбления серьезно ранят мусульман.
Легче доверять, обижать и прощать свою семью, чем соседей. Обратите внимание на то, что, на самом деле, Ислам и Иудаизм объединяет больше общих религиозных поверий и обычаев, чем Иудаизм и Христианство. Однако инциденты и происшествия, большинство из которых были вызваны западным миром или имели место при его участии, разбили эти простые пары и сравнения, отделив Ислам от двух других религий.
Между западным и мусульманским мирами лежат горький опыт и предрассудки. И сосредоточение на негативных сторонах каждого из них не приведет нас к решению. Для того чтобы ввести двоих в одну комнату - для переговоров, для развития понимания и затем примирения - нужен посредник. Является ли хорошим кандидатом Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)?
На своем саммите в 2005 году в Куала-Лумпуре АСЕАН взяла на себя обязательство стать лидером в создании Восточноазиатского сообщества. Это происходило в контексте либерализации торговли, требующей серьезного открытого регионализма на политическом уровне - ведь целью является глобальный рынок. Это показывает, что АСЕАН научилась понимать прагматическую природу торговли.
Тем не менее, АСЕАН сама состоит из стран, имеющих исторические, религиозные, политические, культурные и расовые различия. Хотя об успехе этой торговой программы можно будет судить лишь в будущем, сам тот факт, что ее странам-членам удалось поддерживать сотрудничество до данной стадии, предполагает, что она обладает эффективными подходом и механизмом.
Преимущества подхода АСЕАН к проблемам Мьянмы как противопоставления экономическим санкциям со стороны США еще предстоит доказать. Однако с точки зрения прав человека в нынешних обстоятельствах подход АСЕАН лучше.
АСЕАН можно критиковать за медлительность, но кто осмелится утверждать, что молниеносные действия США в Ираке являются более эффективной формулой достижения цели? Поразмыслите об этом и попытайтесь.