Руины Грозного, стертой с лица земли столицы Чечни, украшены гигантскими плакатами, на которых Владимир Путин присваивает звание 'Героя России' Рамзану Кадырову. Кадыров, управлявший при помощи своих ополченцев-кадыровцев значительной частью региона после того, как в мае 2004 г. взорвали его отца Ахмада, тогдашнего президента, 4 марта стал премьер-министром Чечни.
Фактически, Кадыров находится на этом посту с ноября, когда его предшественник попал в автокатастрофу. Новый премьер-министр играет роль инструмента политики России по 'чеченизации' - перекладыванию бремени борьбы с сепаратистами на плечи местных чеченцев (хотя российские солдаты продолжают гибнуть в Чечне). Контракт Кремля с Кадыровым является крайней формой сделки, заключаемой со многими региональными лидерами: взамен на элементарную лояльность они получают возможность делать все, что им заблагорассудится. В Чечне это означает, что кадыровцы могут безнаказанно похищать, пытать и убивать людей.
Единственный, с кем Кадыров может сравниться по своему влиянию в Чечне - это мегатеррорист Шамиль Басаев. Но восхождение Кадырова еще не завершилось. В его руках уже власть и контроль над деньгами, которые идут из Москвы, как считается, на восстановление Чечни. Но в октябре, когда ему исполнится 30 лет - порог, установленный конституцией - он, вероятно, также захочет стать президентом. Возможно, нынешний президент Алу Алханов надеется на то, что ему повезет стать жертвой несчастного случая без летального исхода.
Продолжит ли Москва получать знаки элементарной лояльности со стороны Кадырова - большой вопрос. В последнее время он увлекся изданием указом на основе норм шариата, в том числе, введя ограничения на азартные игры и алкоголь и выступая за многоженство. В ходе недавней войны карикатур он хотел изгнать Датский совет по беженцам, который доставляет продовольствие более, чем 150 000 чеченцев, но отступил под давлением Кремля. Неясно, чему служит этот исламистский мотив: желанию завоевать поддержку боевиков или утвердить некоторую независимость от Москвы. Кадырову нужно быть осторожным: бывает так, что и герои перестают быть полезны, и часто их ждет геройская смерть.