Использование Россией природного газа для оказания экономического и политического давления на Украину вызвало серьезную обеспокоенность Запада. Однако давление России на Грузию было еще более сильным - и осталось при этом практически незамеченным.
В Грузии, как и на Украине, президент России Владимир Путин хочет претворить в жизнь доктрину "либеральной империи", выдвинутую в октябре 2003 года главой российской энергетической монополии РАО "Единая Энергетическая Система России" (РАО "ЕЭС России") Анатолием Чубайсом. По Чубайсу, Россия никогда не найдет свое место ни в НАТО, ни в Европейском Союзе, поэтому она должна создать альтернативу им обоим, создать свою собственную новую империю.
Сделать это она может используя свои огромные и богатые государственно-частные монополии для получения контроля над главными отраслями промышленности и экономическими институтами бывших советских республик, закладывая тем самым основу для политического господства. Созданная таким образом империя будет либеральной, согласно определению Чубайса, потому, что она будет создана деньгами, а не танками.
Первый шаг России в выполнении этого плана на Южном Кавказе был сделан в Армении, ее стратегическом партнере в этом регионе. Используя в качестве рычага долг Армении России, который составлял 93 миллиона долларов США, администрация Путина потребовала его выплаты либо наличными, либо в виде акций крупнейших предприятий Армении. У испытывающей затруднения с деньгами Армении не было иного выхода, кроме передачи акций, которая была закреплена в договоре 2002 года, откровенно названном "Собственность в обмен на долг" - что напоминает о печально известных операция эпохи Ельцина "долги в обмен на акции" (еще одно изобретение Чубайса), после которых и появились российские олигархи.
Второй шаг России в восстановлении своей империи на Кавказе заключается в объединении себя и Армении в единую экономическую зону. Так как Грузия географически стоит прямо на пути к реализации этой цели, России пришлось сперва иметь дело с ней. В 1990-х годах она прибегала к грубому политическому давлению, однако в 2003 году перешла на экономические рычаги. Когда американская компания "AES Silk Road" не справилась с преобразованием энергетической системы Грузии, компания Чубайса, РАО "ЕЭС России", приобрела акции и другую собственность "AES", что составило 75 процентов электрических сетей Грузии.
Затем в Грузии совершилась "Революция роз". Многие государственные предприятия приватизировались за суммы, в десятки раз превышающие средства, выручавшиеся правительством Эдуарда Шеварднадзе от продажи собственности. Однако полное отсутствие прозрачности позволило российским компаниям и их дочерним предприятиям, зарегистрированным в третьих странах, скупить большинство предприятий, выставленных на продажу. Типичным является пример российского холдинга "Промышленные инвесторы", сумевшего получить крупную золотодобывающую шахту, а затем и половину завода по производству золотых сплавов.
Главным внешнеполитическим инструментом России в Грузии является "Газпром", контролируемая государством газовая монополия. Цель "Газпрома" заключается в установлении контроля не только над газовой промышленностью Грузии, но и над единственным трубопроводом, по которому российский газ поступает и в Грузию, и в Армению. Если бы в 2005 году Соединенные Штаты не выделили 49,5 миллионов долларов на ремонт трубопровода, он мог бы оказаться в руках "Газпрома". Но даже в этом случае давление Москвы может привести к тому, что над газопроводом будет установлен совместный российско-грузинский контроль, если он вообще не будет продан "Газпрому". Грузинское правительство, не имея ясно выраженной поддержки Запада, может и согласиться на такую сделку. Молдавия, которая испытала на себе отключение газа 1 января сего года, уже сделала это.
"Газпром" является не единственной государственной компанией, проводящей российскую политику на Южном Кавказе. В 2004 году принадлежащий государству "Внешторгбанк" приобрел контрольный пакет акций армянского "Армсбербанка". В следующем году "Внешторгбанк" купил контрольный пакет приватизированного Объединенного банка Грузии, третьего по величине банка этой страны. То есть, "Внешторгбанк" денационализировал Объединенный банк Грузии, только новым собственником стала Россия.
В последнее время главенствующая роль в интеграции Грузии в "либеральную империю" России принадлежит РАО "ЕЭС России" Чубайса. Когда грузинские власти объявили о планах приватизации гидроэлектростанции Ингури и о возобновлении строительства давно замороженной электростанции Худони, которая должна будет стать крупнейшей ГЭС Грузии, РАО "ЕЭС России" немедленно начала стремиться к получению ведущей роли в обоих проектах. Благодаря сочетанию массированного давления со стороны России и молчания Запада вся энергетическая система Грузии - и газовая, и электрическая - может оказаться в руках России.
План России восстановить железнодорожное сообщение с сепаратистской грузинской провинцией Абхазией так же является сочетанием экономики и неоимперских устремлений. Несмотря на то, что этот план имеет отношение к территории, которую Организация Объединенных Наций считает частью Грузии, основными бенефициариями от этого проекта будут Россия и Армения.
Если международное сообщество позволит продолжать осуществление этого проекта, то оно тем самым поддержит усилия России по отделению Абхазии от Грузии. Наряду с этим Россия и Армения планируют построить новую железную дорогу в Иран. Эта дорога не только принесет очевидные выгоды ретроградному правительству президента Ирана Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad), но и серьезно ослабит связи Южного Кавказа с Западом, на установление которых США и Европа потратили десять лет.
Таким образом, усилия России по завлечению Грузии и ее соседей в сети своей "либеральной империи" являются частью хорошо спланированной попытки переориентировать весь Южный Кавказ в направлении антизападной российско-иранской коалиции. Западные страны, США в особенности, должны поддержать Южный Кавказ, чтобы не дать России реализовать ее опасную и грозящую дестабилизацией неоимперскую мечту.
Владимир Папава - бывший министр экономики Грузии, автор книги "Некроэкономика", в которой изучаются экономические проблемы посткоммунистической эпохи. Фредерик Старр - глава Института Средней Азии и Кавказа при Высшей школе международных исследований Университета Джона Хопкинса