Если учесть, какие кары им сулили - президент пообещал 'свернуть им шею немедленно - как утятам', а глава КГБ (белорусская служба безопасности сохранила это название) намекал на возможность приговора к 'высшей мере' - количество участников митинга оппозиции, собравшихся 19 марта на скованной морозом площади Минска, выглядит впечатляющим. Но до 'цветной' революции дело не дошло.
Демонстранты протестовали против официальных результатов президентских выборов, состоявшихся в тот же день: Александр Лукашенко, возглавляющий Беларусь с 1994 г., получил 83% голосов. На каждых новых 'выборах' г-н Лукашенко явно стремится одержать все более триумфальную победу, так что, если он продержится у власти так долго, как намеревается, у него могут возникнуть проблемы - ведь больше 100% голосов он все равно не наберет. По официальным данным, явка составила 93%, хотя избирательные участки в Минске выглядели полупустыми. На том участке, где голосовал сам г-н Лукашенко, обстановку оживлял лишь казачий ансамбль. Александру Милинкевичу, главному кандидату от оппозиции, по официальным подсчетам досталось 6% голосов. 'Это не выборы, - заявил он на митинге. - Это антиконституционный переворот'.
После выборов события развивались по знакомому сценарию. Западные наблюдатели говорили о массовых арестах активистов оппозиции накануне голосования, вопиющей необъективности СМИ и т.д. Наблюдатели из большинства постсоветских государств заявили, что выборы прошли нормально. Президент России Владимир Путин поздравил г-на Лукашенко; в Вашингтоне рвали и метали. На гротескной пресс-конференции 20 марта г-н Лукашенко торжествующе заявил, что заговор Запада против него провалился. Революции, заметил он, происходят только в слабых государствах. Демонстранты же, по его словам, получают деньги из-за рубежа. Западу не стоит его сердить, добавил г-н Лукашенко, намекая на то, что он может открыть нелегальными иммигрантам или наркоторговцам 'зеленую улицу' в страны Евросоюза. Что же до демократии, то вот вам пример - его пресс-конференция.
На этой неделе ЕС обсуждал введение новых санкций против Беларуси, но реально и Европа, и Америка вряд ли способны что-нибудь сделать. Перед г-ном Милинкевичем стоит куда более острая дилемма. На митинг 19 марта пришло около 10000 человек, хотя в ближайших переулках стояли автобусы с омоновцами, в толпе рыскали агенты спецслужб в штатском, и к тому же разразился буран такой силы, что некоторые сочли его делом рук КГБ. Тем не менее, по словам независимого российского парламентария Владимира Рыжкова, ни один митинг в Москве не собирает столько участников. Однако г-н Милинкевич, в отличие от нынешнего президента Украины Виктора Ющенко, получившего власть благодаря уличным акциям протеста в Киеве в 2004 г., не может утверждать, что на самом деле выборы выиграл он. Пропагандистский аппарат г-на Лукашенко обеспечивает ему большую популярность в Беларуси.
Поэтому оппозиция призывает к проведению повторных выборов, но шансы на это равны нулю. К середине недели важнейший вопрос звучал так: сколько еще людям оставаться на площади? Ряды митингующих поредели, хотя горстка молодых людей, по примеру киевлян, разбила на площади палаточный лагерь и держит там круглосуточную вахту. Со времен Украинской революции палатка превратилось для авторитарных правителей вроде г-на Лукашенко в символ угрозы их власти. Судя по всему, из-за появления в Минске небольшого палаточного городка опасность насильственных действий со стороны властей усилилась.
Впрочем, пока, г-н Лукашенко, похоже, собирается взять площадь не штурмом, а измором. Его громилы пытаются помешать людям приносить митингующим еду и теплую одежду (чтобы не привлекать к себе внимания, многие демонстранты не взяли с собой древка для флагов, используя в качестве импровизированных 'флагштоков' раздвижные спиннинги). На подходах к площади были арестованы десятки людей, в том числе некоторые лидеры оппозиции. Возможно, г-н Лукашенко осознал, что открытое применение силы обернется против него; согласно другой версии, на него надавил г-н Путин, требуя проявлять сдержанность. Впрочем, не исключено, что г-н Лукашенко просто ждет, пока страну покинут иностранные наблюдатели и журналисты, а потом пустит в ход ОМОН. Участники акции протеста надеются продержаться хотя бы до субботы: на этот день г-н Милинкевич назначил еще один массовый митинг.
Убеждать такого постсоветского динозавра, как г-н Лукашенко, в достоинствах демократии - дело бесполезное. Однако, подобно динозаврам, его режим в конечном итоге обречен - и нынешние события, возможно, даже ускорят его падение. Далеко не все сочувствующие оппозиционерам белорусы пришли на площадь - многие побоялись мороза и полицейских дубинок. 'Протестовать бессмысленно', - заметила студентка Катя, голосовавшая за Милинкевича, с которой мы беседовали возле избирательного участка. Но в следующий раз, она, возможно, придет к другому мнению. 'В Киеве все начиналось так же, - говорит украинец Дмитро; он размахивает флагом своей страны. - Через два года все будет кончено'. Конец режима Лукашенко неизбежен - даже если он и не рухнет с оглушительным грохотом, как хотелось бы смелым обитателям палаточного лагеря.