Последние новости с Украины и из Белоруссии, безусловно, свидетельствуют о неудаче Европейского Союза (ЕС). Быть может, самый высокий процент голосов, который получили на выборах на Украине представители пророссийского лагеря, не является, в конце концов, бедствием, и даже деспотичный, манипулирующий результатами выборов белорусский президент Александр Лукашенко не останется в Белоруссии навеки. Но ситуация достаточно серьезная, чтобы подтолкнуть ЕС к тому, чтобы пересмотреть свою так называемую "политику добрососедских отношений" и быть более честным в отношении цены усталости от расширения.
Есть соблазн заявить, что результаты этих выборов не имели никакого отношения к ЕС. Г-н Лукашенко фальсифицировал выборы и раньше. Едва ли это вина ЕС, что он сделал это снова. На Украине пророссийская партия, которая на парламентских выборах получила больше всех голосов, не выступает против ЕС; ее успех объясняется в большей мере разочарованием в национальных лидерах, чем разочарованием в самом ЕС.
Однако теперь ЕС едва ли следует гордиться своей ролью в Оранжевой революции (в то время его представители помогли предотвратить насилие), когда позднее он повел себя так, как если бы ничто не изменилось после того, как партия выступающего за вступление в ЕС украинского президента потерпела поражение. Более того, территории к востоку от границ ЕС - не единственное на посткоммунистическом пространстве место, где ЕС, кажется, теряет друзей и не оказывает влияния на людей. Чиновники Европейской комиссии нервничают по поводу Балкан, которым предстоят критические 6 месяцев, когда, как предполагается, будет принято решение относительно будущего Сербии, Черногории и Косово. Выступающие за вступление в ЕС правительства в этом регионе подвергаются нападкам со стороны националистов, обвиняющих их в том, что те являются марионетками союза, который, возможно, никогда не выполнит своего обещания принять эти страны в свои ряды в отдаленном будущем.
Подобное отношение является общим для Западной Европы. Но на Востоке более обычным было видеть, как страны стучатся в двери ЕС, чтобы их туда пустили. То, что некоторые из них, кажется, отворачиваются от ЕС, не просто непривычно. Это является ранним предупреждением об уроне, который ждет ЕС в случае, если он повернется спиной к расширению.
Политики ЕС утверждают, что, учитывая состояние общественного мнения, усталость от расширения неизбежна. Они говорят, что эту усталость, возможно, следует приветствовать: если ЕС не способен абсорбировать новых членов, то лучше для Украины и Сербии осознать это сейчас, чем позже. И в пределах того, что их разочарованию есть определенная цена, это будет приемлемым. Все аргументы такого рода обманчивы.
Это неправда, что ЕС выступает против дальнейшего расширения. Самый свежий опрос общественного мнения показал, что за дальнейшее расширение выступает больше людей, чем против него, хотя соотношение составляет всего 49% к 39%. Политики нередко усматривают в нежелании французских и голландских избирателей голосовать за Конституцию ЕС частичное недовольство расширением этого союза. Доказательств этой точки зрения нет.
Когда исследователи спрашивали французов, почему они проголосовали против Конституции ЕС, всего лишь 3% опрошенных упомянули в качестве причины "несогласие с дальнейшим расширением союза". Это было меньше, чем те 4% опрошенных, которые заявили, что проголосовали за Конституцию ЕС, поскольку считали, что она облегчит прием в союз новых членов. Правильным будет сказать, что в больших странах не существует консенсуса относительно расширения. Но тезис о том, что "большинство" европейцев не согласны с дальнейшим расширением ЕС, является недоказанным, если не сказать больше.
Политики, однако, способны создавать большинство там, где его не существует. Эдмунд Штойбер (Edmund Stoiber), лидер консервативной партии в Баварии, заявил, что не следует продолжать расширение ЕС после приема в его состав Болгарии, Румынии и Хорватии (то есть, никакой Турции и никого другого). Европейский парламент не так давно решил, что прием в ЕС новых членов следует обусловить его "абсорбирующей способностью" (что бы это ни означало). Иными словами, европейские лидеры делают выбор в пользу отказа от дальнейшего расширения союза.
Это не имело бы большого значения, если бы существовала согласованная альтернатива для стран, который хотели бы быть в ЕС, но опасаются, что их заявка на вступление будет отвергнута. Однако ЕС такой альтернативы не имеет. "Политика добрососедских отношений" представляет собой неразбериху. Ее изобрели, чтобы дать работу еврократам, которые командовали "большим взрывом" расширения и считали, что в 2000 году окажутся без работы.
"Политика добрососедских отношений" сваливает в одну кучу не имеющие шансов на вступление в ЕС страны вроде Марокко и Алжира со странами вроде Украины, которые считают себя настолько же европейскими, что и Франция. Не удивительно, что это возмущает украинцев, которые заявляют, что они находятся в Европе, а не являются соседями Европы. Один из лидеров пророссийской партии называет такую политику "унизительной". Как Украина, так и балканские страны говорят, что ЕС создает препятствия для интеграции вместо того, чтобы их разрушать. Жители обоих вышеназванных краев потеряли надежду получить визы ЕС. Граждане балканских стран традиционно учатся в Западной Европе, в то время как украинцы имеют дальних родственников и членов семьи в соседней Польше. Однако в данное время с легкостью получают визы только мошенники, а переговоры о том, чтобы изменить ситуацию, продвигаются медленно.
Не настолько ЕС неотразим, в конце концов
Европейцы частенько воспринимают ЕС как замечательный, доброжелательный клуб, для вступления в который другие страны выстраиваются в очередь и готовы, если нужно, терпеливо ожидать десятилетиями, когда их туда примут. В действительности приграничные ЕС территории представляют собой бурлящую массу групп с конкурирующими интересами; они с такой же легкостью могут пойти назад, как и вперед. Сербские радикалы (крупнейшая фракция в парламенте) уже обвиняют свое правительство в том, что оно "теряет" Косово и Черногорию. Для чего ему быть заодно с ЕС, если Сербия никогда не станет членом этого союза? "Если никто не собирается увеличивать число членов ЕС, - спрашивает представитель украинской Партии регионов, - то чего нам ждать от этих отношений?"
Подготовка к вступлению в ЕС является делом болезненным. Любая реформа дает шансы критикам более тесных связей с ЕС. ЕС заинтересован в поддержке своих друзей путем предложения им ощутимых выгод от сотрудничества с ним. Но он этого не делает. В силу того, что политики поворачиваются спиной к расширению, а "политика добрососедских отношений" является слабой, ЕС не делает всего того, что мог бы и что должен бы делать.
ЕС не может позволить, чтобы на Балканах снова вспыхнуло насилие. Он также пострадал бы, если бы Украина стала полагаться в большей мере на связи с Россией [как однажды заметил бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski), Россия может оставаться империей лишь вместе с Украиной, а без нее она будет более ординарной страной]. ЕС не может повернуться спиной.