Угрозы покупателям, подающим голос, когда их не просят, напоминают скорее рэкет, чем цивилизованную коммерцию. Однако именно к таким средствам прибегнул на прошлой неделе российский газовый гигант "Газпром". Его глава, Алексей Миллер, намекнул, что в случае препятствий экспансии его компании в Европу, экспорт может пойти в другом направлении, например, в Китай. Недопонимание? Вряд ли. Похоже, что запугивающий тон уже стал официальной политикой. И действительно, 26 апреля президент России Владимир Путин повторил угрозу, говоря о "несправедливой конкуренции на мировых рынках".
На Российском экономическом форуме в Лондоне на этой неделе один из заместителей Миллера, Александр Медведев, осадил британского министра торговли и промышленности Алана Джонсона. Тот предложил, чтобы Россия подписала Энергетическую хартию, цель которой - обеспечить открытость и конкуренцию на энергетических рынках. Раздраженный разговорами европейцев об альтернативных источниках энергии, Медведев назвал хартию "мертворожденной". Вообще, в Лондон приехало не много важных персон из России. Игорь Шувалов, один из этих немногих, сказал, что его коллеги считают, что такие собрания должны проводиться в России (по слухам, они также боялись встретиться с Михаилом Касьяновым, потенциальным кандидатом в президенты, которого, однако, там также не было). Отрицая любые угрозы со стороны "Газпрома", Шувалов все же подтвердил принцип "взаимности".
Под "взаимностью" "Газпром" понимает следующее: он приобретает активы в европейских странах - трубопроводы, распределительные компании, например, британскую Centrica, и т.п. Недавно "Financial Times" сообщила, что правительство рассматривает возможность изменения законодательства с тем, чтобы помешать поглощению компании "Газпромом". Позже газета опровергла эту информацию, но русские уже разозлились. Медведев в Лондоне признал, что Centrica является одной из многих "потенциальных кандидатов на поглощение" (при этом подчеркнув, что в ближайшее время никакие действия предприниматься не будут). Тем временем Госсекретарь США Кондолиза Райс на этой неделе выступила с новым предостережением относительно чрезмерной зависимости от российских энергоносителей. А "Транснефть", российская трубопроводная монополия, высказала предположение, что запланированное строительство новых трубопроводов в Азии приведет к сокращению поставок нефти на Запад.
Позиция "Газпрома" очень непоследовательна, чтобы не сказать больше. Иногда русские заявляют, что поскольку иностранцам теперь разрешено приобретать акции "Газпрома", значит, их рынок газа либерализован. Но концерн требует неограниченного доступа к европейским активам, тогда как доступ иностранных компаний к углеводородным запасам России ограничивается новым законом. А сам "Газпром" сохраняет монополию на весь экспорт газа из страны.
Компания слишком зависит от европейских денег, чтобы попытаться приостановить поставки. Однако европейцы знают, что иногда "Газпром" может руководствоваться некомерческими соображениями и даже не всегда чисто политическими. На этой неделе прошел слух, что министерство юстиции США начало расследование в отношении RosUkrEnergo, подозрительной посреднической компании, которая частично принадлежит "Газпрому" (российская газета назвала в качестве других владельцев двух украинских бизнесменов). Несмотря на это, "Газпром" и Кремль по-прежнему верят, что у них на руках все козыри.