Два случая фальсифицированных выборов с политическими арестами до и избиением протестующих после; а за ними - два усатых постсоветских лидера. Того, что полысее - Александра Лукашенко, - США осудили и до, и после бессмысленных президентских выборов в Белоруссии, прошедших в прошлом месяце. Второй - Ильхам Алиев, чьи сторонники получили все места в азербайджанском парламенте на абсурдных выборах в прошлом году, - на этой неделе достигнет своей давней цели - встретится с Джорджем Бушем в Америке. Гостеприимство американского президента в данном случае ошибка. Причин этого две.
Первая - моральная. Алиев унаследовал пост президента от своего отца в 2003 г. Алиевы руководят Азербайджаном на протяжении практически всего постсоветского периода, так же, как Лукашенко - Белоруссией. При Алиеве-младшем права человека провозглашаются на словах и нарушаются на деле, вероятно в таких же масштабах, как и в Белоруссии.
Азербайджан занимает первое место в мире по распространенности коррупции. Впрочем, использование двойных стандартов - не новость во внешней политике: даже правительства, приверженные распространению демократии, иногда вынуждены идти на компромисс и наступать на горло собственной песне. Вопрос не в том, есть ли у визита Алиева моральное оправдание, а в том, есть ли у него политический смысл. А его нет.
Почему в Алиеве игнорируют то, за что поносят Лукашенко? Потому что Белоруссия - это бедное славянское государство, не имеющее выхода к морю, а Азербайджан - мусульманское нефтяное государство, расположенное на Каспии. Нефть и газ с его морских месторождений уже начинает отправляться в Средиземноморье по двум параллельным трубопроводам. На юге он граничит с Ираном. Министр обороны США Доналд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) подозрительно часто бывает в Азербайджане, и земля полнится слухами о том, насколько полезен г-н Алиев для военных операций Америки. На севере Азербайджан граничит с Россией, что делает его частью борьбы между Западом и Кремлем за влияние на постсоветском пространстве.
В этой борьбе американцы иногда могут позволить себе принципиальность. Так, они осудили президента Узбекистана Ислама Каримова, войска которого в прошлом году применили силу против демонстрантов, несмотря на то, что это стоило США авиабазы. Но, очевидно, нефть и географическое положение делают Азербайджан слишком важным, чтобы можно было рисковать вызвать отчуждение президента страны. В любом случае - и в отличие от Украины в 2004 г. - оппозиция слишком слаба и расколота, чтобы предложить реальную альтернативу. Говорят, на встрече Буш постарается подтолкнуть своего гостя в правильном, демократическом, направлении.
К сожалению, Алиев уже доказал свое умение симулировать либеральные инстинкты, находить рациональные объяснения злоупотреблениям и обещать улучшение. Наверняка он будет уверять Вашингтон, что Азербайджан находится на переходном этапе. Но на самом деле, Алиев слишком нетерпим к оппозиции и слишком терпим к коррупции и неравенству. Нефтяные доллары, которые вот-вот потекут в Азербайджан, усилят его и без того прочную позицию. А в Центральной Азии, где глава государства считается в ответе за все или практически за все, рукопожатие Буша будет воспринято как однозначное одобрение, независимо от того, что будут говорить другие представители США. Да и вряд ли государственное азербайджанское телевидение станет освещать критику, высказанную Бушем в частной беседе.
Такое публичное признание скажется плохо не только на Азербайджане, но и, в конечном итоге, на Америке. Ведь у Алиева есть еще кое-что общее с Лукашенко: они не будут править вечно. Если Алиева вынудить двигаться в нужном направлении, Азербайджан вполне может стать процветающим и демократическим мусульманским государством. В противном случае Америка в один прекрасный день получит в нестабильном регионе богатую мусульманскую страну, разочаровавшуюся в демократии и Западе и восприимчивую к другим идеям.
____________________________________________________________
Повесть о двух постсоветских президентах ("The Wall Street Journal", США)