Крах коммунизма принес Украине 13 лет криминального правления. Власть превращалась в богатство и обратно во власть в ходе казавшегося бесконечным цикла. Но в конце 2004 года гротескная фальсификация президентских выборов впервые оживила подлинное оппозиционное движение. Хорошо организованные, главным образом молодые демонстранты, одетые в оранжевое, заполнили центр столицы, Киева, развернув там палаточный городок. Бросив вызов как пропаганде правящего режима, так и его грозным головорезам, демонстранты отказались признать мошеннические результаты выборов. Под влиянием внешнего мира мошенники и агенты спецслужб не решились на применение силы и ушли со своих постов, заключив "спасающую лицо" сделку с победителями.
История украинской Оранжевой революции является захватывающей и запутанной. Возьмем странные скандалы, которые поначалу подпитывали недовольство общественности правящим режимом: когда было найдено обезглавленное тело публично разоблачавшего махинации властей журналиста-расследователя Георгия Гонгадзе, следствие таинственным образом зашло в тупик посреди смеси лжи, грубых ошибок и помех. Сквернословящий президент Леонид Кучма стал объектом прослушивания, предположительно, собственных охранников.
Затем ведущий кандидат оппозиции Виктор Ющенко был в лучших традициях КГБ таинственно отравлен; его изуродованное лицо является иконой революции. Другая икона - эффектная Юлия Тимошенко, демагогическая мультимиллионерша, чье темное деловое прошлое сопоставимо разве что с сиянием ее политического имиджа.
Ни одна из этих тайн так и не была раскрыта. Подслушивание, кажется, было результатом хитрого заговора, а не индивидуального героизма. Никому не предъявили обвинения в отдании приказа убить Гонгадзе. Отравление тоже остается загадкой. Однако было бы легко сплести все это в волшебную сказку с оранжевым окрасом: запоздалое повторение счастливых революций 1989 года, которые объединили Центральную Европу с остальными частями континента.
Это, безусловно, стало соблазнительным для Аскольда Крушельницкого (Askold Krushelnycky), британского журналиста, родители которого бежали с Украины после войны. Его книга является быстро идущим пересказом украинской истории с конца 2004 года до окончания революции, иллюстрированным частично историей его семьи и его собственным участием в событиях. Он был ценным каналом для мятежных чиновников, желавших бросить грязь в своих боссов в таких вопросах, как электоральные мошенничества и убийство Гонгадзе.
Но эта книга страдает от того самого, что придает ей аутентичность: от прежней жизни автора в украинской диаспоре. Украинцы, эмигрировавшие в Восточную Европу, какими бы самоотверженными и решительными они зачастую ни были, могут быть чрезмерно предвзятыми. Отношение г-на Крушельницкого к этническим меньшинствам Украины настолько же рудиментарно, насколько лицемерно его отношение к России.
И все же это хороший рассказ, но настоящая история значительно более сложна. Почему украинские магнаты с их медиа-империями и огромными денежными фондами для проведения политических кампаний бросили правящий режим? Как можно объяснить ставящую в тупик неуклюжую политику России? Пожалуй, всего важней следующее: насколько чисты "хорошие" парни?
Некоторые из ответов можно найти в другой книге, соредакторами которой стали двое хорошо известных американских исследователей постсоветского мира: экономист Андерс Аслунд (Anders Aslund) и политолог Майкл Макфол (Michael McFaul).
Если Вам хочется превратить волнующий сюжет в скучный, есть мало более хороших способов, чем поручить написать о нем ученым. Однако драматичность этого рассказа то и дело прорывается сквозь жаргон и пустую болтовню. В познавательной главе, которую написали Павол Демеш (Pavol Demes) и Йорг Форбриг, (Joerg Forbrig), двое высокопоставленных сотрудников американской продемократической организации в Словакии, содержится хорошее описание истории молодежного движения "Пора", которое стояло в центре уличных протестов.
Но демократическая эволюция Украины все еще не закончена, и ни в одной из вышеупомянутых книг не рассказывается о ставящих в тупик ссорах и конкретных сделках, которые последовали за Оранжевой революцией. Г-н Ющенко и г-жа Тимошенко театрально рассорились и на мартовских выборах (в Украинскую Раду - прим. пер.) выступали как соперники. Сегодня, чтобы не позволить прийти к власти возрожденной партии старого режима, они снова вместе - хотя мало кто готов спорить, как долго продлится их союз.