Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В поисках путинской политики

Чем ответить режиму, одновременно параноидальному и напористому?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Запад уже не должен задаваться вопросом 'не движется ли Россия Путина в неверном направлении?', ибо ответ - четкое 'да'. Сегодня вопрос таков: 'что мы можем с этим сделать'? Один из ответов -'немного'. России больше не нужна экономическая и финансовая помощь Запада, как во времена Ельцина. Пара выступлений не заставит ее отказаться от новообретенной самоуверенности и напористости.

На протяжении всей своей бурной истории Россия создавала проблемы соседям, в разные периоды угрожая им, вторгаясь на их территорию или ведя с ними войны. Однако в то же время она требовала уважения к себе как к великой державе, которой полагается законное место среди ведущих стран Европы и мира. И по этой причине она была на удивление чувствительна к критике извне.

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин поносил тех, кто хранит верность принципам эры глобальной конфронтации, а также врагов, желающих ослабить страну. Этому предшествовала яростная реакция Москвы на вильнюсское выступление Дика Чейни (Dick Cheney) на прошлой неделе, в котором американский вице-президент раскритиковал российские власти за ограничение прав собственного народа, вмешательство в дела соседних стран и использование запасов нефти и газа в качестве орудия запугивания и шантажа. Россияне с возмущением отвергают такие обвинения, некоторые даже говорят о возрождении русофобии.

Также многие россияне обвиняют американцев в лицемерии. Соединенные Штаты используют энергоресурсы в качестве политического инструмента, оказывают влияние на другие страны и даже вторгаются в них, их критике в адрес России не сопутствует атака на другие авторитарные власти, например, Азербайджана или Казахстана. Многие европейцы соглашаются с этой критикой и ставят под сомнение разумность провоцирования Москвы в то время, когда не только увеличивается их энергетическая зависимость от России, но и ее поддержка по иранскому вопросу становится необходима для Запада.

С учетом этих реакций, стоит подчеркнуть, что Чейни провел верный анализ. Надо признать, что в России не все плохо. В значительной мере благодаря высоким ценам на энергоносители, экономика быстро растет, а уровень жизни поднимается. Путин по-прежнему популярен среди простых россиян, которым нравится принесенная им стабильность (хотя большинство видит и слышит только то, что предлагает Кремль). Также можно аргументированно обосновать необходимость повышения цен на российский газ для того, чтобы отучить ближайших соседей России от субсидий советской эпохи.

Жизнь с медведем

Однако очевидно, что Россия при Путине резко отошла от унаследованной им хаотической, но распознаваемой демократии и двинулась в сторону централизованной и нетерпимой автократии, жестко расправляющейся со всем, что напоминает независимую оппозицию. Кроме того, страна дрейфует в направлении возрождения агрессивного национализма, принимающего отвратительную расистскую окраску. Россия продолжает угрожать своим мелким соседям, таким, как Грузия и Молдавия. А, когда нужно напомнить ближнему зарубежью или крупным странам Западной Европы об их зависимости от импорта российского газа, она открыто исповедует принцип 'разделяй и властвуй'.

Запад уже не должен задаваться вопросом 'не движется ли Россия Путина в неверном направлении?', ибо ответ - четкое 'да'. Сегодня вопрос таков: 'что мы можем с этим сделать'? Один из ответов -'немного'. России больше не нужна экономическая и финансовая помощь Запада, как во времена Ельцина. Пара выступлений не заставит ее отказаться от новообретенной самоуверенности и напористости.

Несмотря на это, Путину вовсе не безразлична такая критика, что он подтвердил в своем послании. Если она будет единодушной, это произведет на него большее впечатление. Но увы, в последние пять лет слишком немногие европейские лидеры говорили так прямолинейно, как Чейни - да что там, и сам босс Чейни, Джордж Буш, не был так откровенен. Хуже того, некоторые страны потворствовали подходу России 'разделяй и властвуй' - особенно, Германия, которая даже при новом канцлере Ангеле Меркель (Angela Merkel) слишком охотно участвует в двусторонних сделках, таких, как строительство нового трубопровода по дну [Балтийского] моря, невзирая на озабоченность своих ближайших восточных соседей. Если западноевропейцы хотят противодействовать энергетической агрессивности России, то они должны выступить единым фронтом: например, дав понять, что, если россияне будут угрожать прекращением поставок отдельным странам, в том числе, бывшим советским республикам, не являющимся еще членами ЕС, то за них заступятся их западные друзья.

Нужно ли прибегать к более жестким санкциям, таким, как бойкотирование июльского саммита G8 в Санкт-Петербурге или создание препятствий на пути России во Всемирную торговую организацию? Нет, потому что такие угрозы лишь укрепят параноидальную убежденность некоторых обитателей Кремля в том, что Запад всегда будет их врагом. Правильный подход заключается в том, чтобы продолжать конструктивную работу с Россией, не боясь критиковать ее - и упорно пытаться убедить россиян в том, что Запад может быть им другом, а не врагом, если только их страна возобновит путь к превращению в функционирующую надлежащим образом демократию.

____________________________________________________________

Игра в опасные игры ("The Economist", Великобритания)

Россия - великодержавная петрократия ("Le Temps", Швейцария)

Искушение России фашизмом ("Project Syndicate", США)