Если рассматривать Польшу односторонне, то она являет собой жуткий пример того, как центральноевропейское государство может сбиться с курса. Крупнейшая посткоммунистическая страна Европейского Союза имеет исключительно высокий уровень безработицы (18%), исключительно неэффективную систему государственной администрации и ряд исключительно странных политиков. Какое-то время Польшей правили учтивые, но бесталанные экс-коммунисты. В другие годы - в том числе, сейчас - во главе страны стоят вспыльчивые и эксцентричные антикоммунисты.
Репутация у крупнейшей правящей партии 'Право и справедливость' довольно сомнительна. Она питает отвращение к геям, феминисткам и светскому либеральному порядку, который для большей части Европы равнозначен современности. Во внешней политике сентиментальная привязанность партии к Америке соседствует с глубочайшим отвращением, как к Германии, так и к России (недавно министр обороны Радек Сикорский (Radek Sikorski) уподобил германо-российский газопровод, против которого выступает Польша, нацистско-советскому пакту 1939 г.). Кабинет, сформированный в прошлые выходные, еще более причудлив, чем консервативное правительство меньшинства, управлявшее страной последние полгода. 'Право и справедливость' ввела в правительство две популистские партии: левую 'Самооборону' и правую 'Лигу польских семей'.
В большинстве европейских стран подобные деятели были бы на обочине, а не в центре политической жизни. Обе партии имеют пугающие лозунги, темные связи и специфические идеи в области политики и экономики (до недавних пор 'Самооборона' предлагала бороться с безработицей путем растраты валютных резервов центрального банка). Все это повергает в уныние партнеров Польши по ЕС, которые хотят иметь спокойного соседа, играющего по правилам. Вместо этого они получают капризную, непредсказуемую страну, от которой разит отсталостью. Ее недооплачиваемые рабочие дестабилизируют внутренний рынок труда, ее бюрократы не могут добиться исполнения норм ЕС, а ее лидеры делают невозможным принятие разумных политических решений.
Однако, как показывает исследование, проведенное нами на этой неделе, такой образ Польши не соответствует действительности. История последних 15 лет - это история ошеломляющего успеха и модернизации. В сегодняшней Польше с ее процветающим рынком услуг невозможно узнать ту страну, которой она была в 1989 г., с промышленностью, истощенной до предела. Уровень экспорта высок. Экономический рост, составляющий около 5 процентов, заставляет краснеть старую Европу. Даже эмиграция примерно миллиона поляков имеет свою положительную сторону. Лучше мыть посуду в Лондоне, чем быть безработным на родине. Многие поляки обретают за рубежом новые навыки, учатся языкам и отношению к жизни, которые помогают им дома - а большинство эмигрантов возвращается на родину. Свобода перемещения в ЕС означает, что, в отличие от предыдущих поколений, большинство поляков не уезжает навсегда.
И внешняя политика Польши не столь спорна, как утверждают некоторые. У Польши, как и у ее балтийских соседей, есть причины с подозрением относиться к России - из-за ее агрессивной энергетической политики и зловредного влияния в Беларуси и других странах. Несомненно, Польша становится все более напористой в рамках ЕС - но не более чем примерно равная ей по размеру Испания. Идея о том, что новые члены ЕС из центральной Европы должны вечно оставаться благодарными просителями в коридорах ЕС, покровительственна и нереалистична.
Даже нынешнее коалиционное правительство может быть не так дурно, как кажется - притом, что младшие члены коалиции вполне заслуженно навлекли на себя порицание. Премьер-министр Казимеж Марцинкевич (Kazimierz Marcinkiewicz) посрамил критиков, сделав свое правительство меньшинства и эффективным и популярным. Полным ходом идут реформы в государственной администрации - особенно, в юридической системе. Получив парламентское большинство, его правительство может сделать еще больше. И, возможно, лучше, чтобы левые и правые популисты были привязаны к правительству, а не атаковали его извне.
Такая расстановка сил хороша, но наилучшим вариантом была бы коалиция 'Права и справедливости' со второй правоцентристской партией страны, более либерально настроенной 'Гражданской платформой'. Поразительно, что две партии, имеющие столько общего в своей истории и взглядах, находятся в плохих отношениях из-за конфликтов между лидерами. Марцинкевич и его коллеги по 'Праву и справедливости' должны дать шанс своей новой коалиции. Но, если популистские партии начнут требовать больше, чем косметических изменений в экономике или внешней политике, их следует, не церемонясь, выбросить за борт. Польша преуспела, несмотря на плохие правительства. Ей удастся еще больше с хорошим.