"Роснефть" шепчет, что она, в отличие "Газпрома", действует на конкурентном рынке, и утверждает, что ее менеджеры независимы. Однако, как и все другие энергетические компании страны, она работает в стратегических рамках, заданных правительством. Несмотря на все недавние конфликты с Украиной и Европой по поводу поставок газа - возобновившиеся на саммите Россия-ЕС на этой неделе, - самая большая проблема российской энергетической политики это не конфронтация, а паралич.
Саммит "большой восьмерки" был призван продемонстрировать обновленное влияние, которое принесло России ее энергетическое богатство. Сопутствующие аттракционы, кроме листинга "Роснефти", должны были включать объявление иностранных партнеров "Газпрома" в проекте по разработке огромного Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море и новый закон, проясняющий правила участия иностранцев в энергетической отрасли. Но Штокман оказался втянутым в пререкания по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию, а принятие нового закона отложили. А 25 мая министерство природных ресурсов одобрило идею о том, что России стоит отобрать контроль над гигантскими проектами на Сахалине у ExxonMobil и Royal Dutch Shell.
Один из результатов этого паралича - проблемы с экспортом нефти. Иметь нефть и газ в недрах - это, конечно, очень хорошо, но доставить их на рынок - уже совсем другое дело. Трубопроводы работают на полную мощность, а маршруты морских перевозок, к которым они ведут, перегружены. Недавно в результате вмешательства Путина маршрут нового трубопровода в Азию был отодвинут от озера Байкал, которое считается мировым наследием. Позже появился анекдот, что он отодвинул озеро, а не трубу. В любом случае, этот проект, как и другие, затягивается, что заставляет компании прибегать к более дорогим способам транспортировки, например, по железной дороге. Хорошей иллюстрацией этого является Белокаменка, через которую проходит 10% российского нефтяного экспорта: до этого арктического терминала (а оттуда в Европу и иногда в Америку) нефть доставляется поездами, трубопроводами и танкерами.
Инвестиции в "Роснефть" также таят в себе риск, о котором вряд ли расскажут в проспекте выпуска. Размещение акций было задумано как сложный способ погашения огромного займа, использованного для увеличения доли государства в "Газпроме". Изначально правительство планировало сделать это, организовав слияние газового гиганта и "Роснефти", но сделка не состоялась, по слухам, из-за сопротивления Игоря Сечина, председателя "Роснефти" и сотрудника кремлевской администрации, которого многие считают организатором атаки на "ЮКОС". Сечин близок к Путину, но у него есть враги, а Путин уйдет в 2008 г.
____________________________________________________________
Покупатели "Роснефти", остерегайтесь! ("The Wall Street Journal", США)
Уважайте "Роснефть" ("The Financial Times", Великобритания)
Джордж Сорос: IPO "Роснефти" - быть или не быть? ("The Financial Times", Великобритания)
Акции 'Роснефти': соблазнительно, но боязно ("Business Week", США)