В защиту России
Сэр! Хотя растущая проблема расизма в России понятна, связь с риторикой и политикой Владимира Путина - нет. ("Игра в опасные игры"). Как справедливо отмечено в Вашей статье о русском национализме, г-н Путин часто осуждает расизм на самых различных форумах. А поэтому вместо того чтобы обвинять президента за настроения местных чиновников, следует воздать ему должное за его открытое осуждение радикального национализма: его ежегодное обращение к нации было понятной реакцией на внешнюю провокацию, а не возвратом к националистической внешней политике.
Россия правильно не доверяет заявленным намерениям Запада, когда за осуждениями в ее адрес следует лицемерное молчание в отношении других стратегически важных в плане энергии, но не менее авторитарных стран. Более того, неправильно путать стремление России к модернизации своих устаревших советских вооруженных сил с возобновлением гонки вооружений. Политика и заявления г-на Путина логически проистекают из стоящих перед его страной в данный момент вызовов, и не следует считать их "sui generis" (специальный, особого рода. англ.). В самом деле, трудности России в решении проблемы расизма являются типичными для страны в переходном периоде; политическому видению нередко мешает отсутствие у государства соответствующих возможностей. Давайте не будем путать отсутствие прогресса с позицией официальных лиц.
Джонатан Тейлор (Jonathan Taylor), Лондон, Великобритания.
Несходство взглядов на коммунизм
Сэр! Ваш некролог Александру Зиновьеву, хотя на первый взгляд он справедлив, страдает от непонимания значительной части диссидентской литературы из Советского Союза и других, так называемых "коммунистических" стран (20 мая). Значительная часть этих произведений была направлена не против коммунизма как такового, и, следовательно, волей-неволей за капитализм, но против того коммунизма, который фактически имел место. Иначе говоря, против полной измены коммунистическим принципам. Следовательно, нет никакого противоречия в смятении перед капитализмом, столь типичном для диссидентских писателей до и после краха того, что выдавалось за коммунизм. Это самый простой путь для понимания многих из "противоречий" самого Зиновьева, которые Вы с таким удовольствием подчеркнули.
Ранко Бон (Ranko Bon), Мотовун, Хорватия.