Заключительная часть
Сразу после террористических атак на США 11 сентября 2001 года в мире сложилась ситуация, когда большинство стран мира поддержали американцев в их стремлении отомстить террористам.
В данной связи примечательно заявление президента России Владимира Путина, готового в те нерадостные дни оказать максимум содействия Джорджу Бушу-младшему.
Не было, наверное, в мире страны, которая не сочувствовала Соединенным Штатам. Исторический шанс был предоставлен. Шанс создать широкую международную коалицию против терроризма и любых его проявлений. Буш, к сожалению, им не воспользовался. Хотя сделать нужно было всего ничего: отнестись к России с большим уважением и поддержать некоторые внешнеполитические инициативы Кремля.
Америка пошла по другому пути. . .
В своем докладе "Безопасность Америки в эпоху ее подавляющего превосходства", Збигнев Бжезинский по этому поводу писал: "Ведь, если мы взяли на себя роль мирового лидера, то для ее реализации необходимо доверие со стороны международного сообщества. Полагаю, что до войны с Ираком такое доверие у Америки было.
Конечно, у той же Германии или Норвегии имеются свои собственные разведслужбы, но они доверяли нашим суждениям по тому или иному международно-значимому вопросу, а сейчас не доверяют. Нам необходимо восстановить доверие к политике страны и к ее разведслужбам в первую очередь".
Бжезинский довольно тонкий политик, хороший стратег и умный человек. Это настолько же верно, как неверна в корне принятая Бушем новая внешнеполитическая доктрина, основанная на силе и превентивных ударах по "государствам-изгоям".
Односторонние действия Соединенных Штатов в Афганистане и Ираке привели, в конечном счете, к тому, что Россия и Китай стали искать некие варианты компенсации той агрессии, которую олицетворяли собой США.
В рамках Шанхайской Организации сотрудничества и на двусторонней основе стали возникать точки общей опоры, представляющие некий симбиоз еще не совсем демократической России и уж совсем недемократического Китая.
Сегодняшние усилия двух государств, в принципе, направлены на то, чтобы создать еще один центр силы в мире. Причина же кроется в недальновидной американской политике, направленной на глобальное влияние и эгоцентризме администрации Буша.
Американцы слишком застоялись в позе мирового учителя. Уроки о том, какой должен быть мир по американским представлениям, сегодня мало кому интересны. А антироссийская, по сути, речь в Вильнюсе вице-президента Дика Чейни, еще раз говорит о том, что нынешняя американская администрация так и не избавилась от своей хронической болезни считать себя самыми умными и самыми сильными.
При этом в самих Соединенных Штатах общественное мнение постепенно меняется в сторону отторжения политики Буша.
Как сообщило агентство "Интерфакс", "Самым плохим президентом США с 1945 года является президент Джордж Буш, свидетельствуют данные опроса общественного мнения, проведенного университетом Куиннипиака. Такую оценку деятельности нынешнего главы Белого дома дали 34% американских избирателей.
Из них этого мнения придерживаются 55% сторонников Демократической, 35% независимых и 7% поддерживающих Республиканскую партию.
На втором и третьем местах оказались экс-президент Ричард Никсон и Билл Клинтон - 17% и 16% соответственно.
Самым лучшим главой Белого дома с 1945 года опрошенные назвали Рональда Рейгана - 28%, на втором месте, как ни парадоксально, оказался Б.Клинтон - 25%".
Буш или не видит ущербности проводимой внешнеполитической доктрины, или делает вид, что не видит. Что касается основополагающих принципов американской демократии как открытость власти и постоянный контакт с обществом, и здесь проблем предостаточно.
"Президент Буш должен немедленно вступить в открытый диалог с Конгрессом и обществом, - говорил на конференции "Новая американская стратегия безопасности и мира" (28-29 октября 2003 года, Вашингтон, США) сенатор Джозеф Биден (Joseph R. Biden, Jr.), - не только для того, чтобы вернуть прежнее доверие, но, в первую очередь, для того, чтобы объяснить, что от нынешнего успеха или неуспеха наших действий в Афганистане и Ираке во многом зависит безопасность как самой Америки, так и мира в целом".
Правда, от благих пожеланий до реальных дел иногда расстояния космического масштаба. Так и в случае с администрацией Буша. Нет и намека на то, чтобы нынешний глава Белого Дома решил держать совет с конгрессменами или обществом.
В данной связи возникает подозрение в том, что многие проблемы кроются за стенами известного дома в Вашингтоне. Подтверждением тому может служить версия бывшего карьерного дипломата, ныне директора консалтинговой фирмы J.C.Wilson International Ventures Джозефа Вилсона (Joseph C.Wilson) на той же конференции: "Вообще среди неоконсерваторов в президентском окружении существует два типа людей. Одни только и высматривают новую угрозу, чтобы тут же ударить по ней кулаком. А другие ностальгируют по временам Британской империи, которые неплохо было бы воссоздать в Афганистане и Ираке. Не зря же президент Буш всерьез рассуждает об этих странах как о будущих "маяках демократии".
Великодержавные устремления в администрации Буша слишком точно по времени совпали с глобальной расстановкой сил в мире, отсутствием реального противовеса военно-технической мощи США, каковым являлся СССР.
Администрация ничему толком не учится. Прецедент с Ираком, когда американские войска оккупировали целую страну под предлогом наличия у нее оружия массового уничтожения, так и остался всего лишь прецедентом.
По сообщениям агентства "Интерфакс", "власти Ирана, похоже, полны решимости развивать ядерное оружие, и они могут создать такой арсенал не ранее 2010 года, заявил директор Национальной разведки США Джон Негропонте. В интервью британской телерадиокорпорации Би-Би-Си он отметил: "Похоже, они полны решимости создать ядерное оружие. У нас нет точных сведений, но, по нашему предположению, в период между началом следующего десятилетия и серединой следующего десятилетия они смогут обладать ядерным оружием, что вызывает огромную озабоченность".
Приглядевшись внимательнее, можно обнаружить самые характерные черты информационного обеспечения американской агрессии по отношению к Ираку. Высказывание "по нашему предположению" напоминает в большей степени гадание цыганки на кофейной гуще, чем серьезную работу разведывательного ведомства.
И что самое печальное, даже предположения могут вызывать "огромную озабоченность". По всей видимости, вопрос о вторжении в Иран принципиально решен. Сейчас идет поиск удобного момента.
Если разведка такой мощной страны, как США оперирует такими неточными понятиями, как "похоже. . .", "они смогут. . .", то уже сегодня есть повод говорить о безответственности американцев. При этом шеф Национальной разведки ни слова не сказал о необходимости перепроверки имеющихся предположений.
Политика, построенная на предположениях и мнимых опасностях, может привести США не только к финансовому фиаско (связанному с огромным дефицитом бюджета - прим. А.А.), но и к политической смерти.
Финансовый коллапс вполне может состояться. "Проблемы бюджета будут усугубляться, - выступал на конференции "Новая американская стратегия безопасности и мира" бывший советник по экономическим вопросам при президенте Клинтоне Роберт Рубин (Robert Rubin), - учитывая возрастающее с каждым годом число людей, уходящих на пенсию.
Страна постепенно может скатиться в "экономическое болото", в котором мы были в начале 90-х годов. Неразумная фискальная политика лишает, американскую экономику маневренности и гибкости, что может сказаться и на способности парировать новые возможные вызовы и угрозы, т.е. на нашей национальной безопасности".
Вторая глобальная угроза политической смерти может наступить хотя бы потому, что возможности США не столь безграничны, как это может показаться на первый взгляд. Россия заняла оборону на линии Мажино - Узбекистан-Белоруссия-Киргизия-Абхазия-Иран-Северная Корея - понимая, что дальнейшее отступление может привести к последствиям, оценить которые довольно сложно.
Все попытки США сместить Россию с занятой позиции не только безуспешны, но и чреваты.
Два самых ключевых события лета 2006 года, сначала в китайском Шанхае (юбилейный саммит ШОС - прим. А.А.) , а затем и встреча "восьмерки" в российском Санкт-Петербурге должны дать ответы на некоторые сложные вопросы современного мироустройства.
Думаю, ответы не будут утешительными для американцев. А слова из песни Вячеслава Бутусова "Гудбай, Америка. . ." могут стать пророческими.