В преддверии 15 июня, пятой годовщины создания Шанхайской организации сотрудничества, у шести государств-членов клуба - Китая, России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана - есть немало поводов для торжества. Недавно по долгожданному трубопроводу из Казахстана (а также России) в Китай пошла нефть. На следующий год намечен новый раунд совместных боевых учений. А Китай и Россия, успешно поддержав президента Узбекистана Ислама Каримова после прошлогоднего кровавого разгона демонстрации в Андижане, затруднили осуществление планов Америки по введению санкций против Ирана, ведущего ядерные разработки.
Неудивительно, что статус полноправного члена шанхайской шестерки ценится высоко. Особенно желает войти в нее Пакистан, который сейчас так же, как Иран, Индия и Монголия имеет лишь статус 'наблюдателя'. В обмен президент Первез Мушараф предлагает Китаю 'энергетический коридор в Центральную Азию и на Ближний Восток. Членство дает доступ к углеводородам, укрепление оборонных связей и - тем, кто этого желает - возможность сдержать влияние американцев. На первый взгляд, все это позволяет говорить об успехе клуба.
Или это всего лишь видимость. За духом Шанхая скрывается взаимная подозрительность. Во время своего мартовского визита в Китай российский президент Владимир Путин разочаровал принимающую сторону, пообещав лишь изучить технико-экономическое обоснование плана по созданию ответвления тихоокеанского нефтепровода для поставок топлива в Китай. По мнению китайцев, такая медлительность 'достойна сожаления'.
С осторожностью посматривают друг на друга и среднеазиатские члены клуба. В прошлом году шанхайская шестерка призвала США вывести свои войска из региона к указанному сроку. Но, большинство стран, за исключением Узбекистана, благоразумно продолжают поддерживать связи с Америкой для того, чтобы сдержать мощь России и Китая. Несмотря на жесткие антиамериканские заявления, Киргизия разрешила Соединенным Штатам остаться на базе 'Манас'. В Казахстане в сентябре пройдут учения НАТО 'Степной орел'. И, к разочарованию Кремля, казахи рассматривают планы создания транскаспийского газопровода в обход России, который позволит нарушить ее монополию на поставки газа в Европу.
Как любая организация, состоящая, главным образом, из авторитарных режимов, этот клуб отличается непрочностью. Политических диссидентов - которых шанхайская шестерка именует 'сепаратистами', 'террористами' и 'экстремистами' - вовсе не радует привычка членов клуба прощать излишества друг друга. Узбеки, разочарованные Исламом Каримовым, подозревают Россию в организации андижанской резни для того, чтобы увеличить собственное влияние в их стране. Россия и Китай еще могут поплатиться за излишнюю близость с репрессивными режимами Средней Азии.