У богатых и великих есть один способ показать, чем они отличаются от бедных и мелких - жесты в стиле 'положение обязывает'. России, которая в этом году председательствует в группе богатых и великих стран, не терпится показать, что она по праву занимает место в столь представительной компании. И поэтому 9 июня, когда в Санкт-Петербург на встречу прибыли министры финансов 'большой восьмерки', Москва подтвердила готовность простить бедным странам долгов на 700 миллионов долларов.
В стремлении продемонстрировать новообретенную уверенность с помощью показной щедрости Россия не одинока. Четыре кандидата в члены клуба великих - Южная Корея, Бразилия, Индия и Китай - заслужили приглашение в Санкт-Петербург своей растущей готовностью жертвовать в пользу стран, которым повезло меньше, чем им самим.
Причем новые люди в этом бизнесе зачастую проявляют вполне старые подходы к его ведению. Бразилия занимается просвещением соседей по Латинской Америке в области борьбы со СПИДом, но в общем и целом 'новые доноры' строят физическую инфраструктуру (пусть даже занимаясь этим в том числе и для того, чтобы из окормляемых территорий было легче вывозить разные сырьевые товары) отнюдь не ради обеспечения процветания местного населения. Они, как правило, дают деньги не просто так, а под низкий, но процент, и всегда приветствуют стремление тратить их помощь на товары и услуги, которые они же и предоставляют. Китай, который пока среди 'новых доноров' держит первое место, недавно заявил, что в течение трех лет в форме дешевых займов и экспортных кредитов потратит на благие цели более 10 миллиардов долларов.
В 'большой восьмерке' новичков горячо приветствовали, но при этом выразили беспокойство по поводу того, что они могут повторить ошибки, от которых в свое время долго и трудно избавлялись их более старые собратья. В конце 70-х годов и в последующем десятилетии многие страны, по большей части Центральной и Южной Африки, набрали у многосторонних организаций - например, у Всемирного банка и Международного валютного фонда - огромное количество долгов, которые явно не могли оплатить. С 1996 года лидеры 'восьмерки' медленно списывали эту задолженность, а в июле прошлого года в Глениглсе договорились стереть память о ней раз и навсегда. И теперь им совсем не хочется, чтобы китайцы писали по старой доске новым мелом. На встрече в Санкт-Петербурге министр финансов США Джон Сноу (John Snow), который скоро покинет свой пост, призвал новых членов донорского клуба 'не начинать заново цикл накопления задолженности и ее списания, окончание которого далось нам с таким трудом'.
Итак, до какой же фазы дошел этот цикл? Уганда, к которой страны-доноры долгое время становились чуть ли не в очередь, в мае 2000 года получила значительное списание долгов, однако к 2003 году отношение ее задолженности к объему экспорта дошло до цифры, которой вообще никогда еще не было. До такого состояния ни одна другая страна пока не докатилась, но в десяти из других двенадцати стран, у которых за последнее время есть соответствующие цифры, отношение суммы задолженности к доходной части бюджета и объему экспорта также увеличилось.
Представители Всемирного банка и МВФ обеспокоены тем, что во многих бедных странах на долги развился слишком большой аппетит - и, что немаловажно, слишком слабый желудок. Уильям Истерли (William Easterly), экономист из Нью-йоркского университета, исследовал предыдущие периоды списания задолженностей, уходящие еще в середину 80-х, и выявил, что государства, у которых много долгов, удивительно быстро замещают прощенные задолженности новыми - ожидая при этом, что и новые кредиты ждет такая же судьба. Получается, что долги - это не что иное, как показатель того, что данное государство изначально не собирается жить по средствам.
По мысли экспертов банка, если страны-заемщики не могут сами сказать 'нет', то им должны отказать - ради их же блага - страны-кредиторы. В банке надеются остановить безответственную раздачу долгов средствами 'морального убеждения'. Правда, сами же признают, что их моральные возможности в этом отношении весьма и весьма ограниченны.
Кроме того, не исключено, что беспокойство стран 'восьмерки' связано в определенной степени и с чувством обиды: ведь долги 'новых доноров' будут - если вообще будут - оплачены исключительно потому, что неоплаченными остались долги 'старых'. Таким образом, деньги налогоплательщиков стран 'Группы Восьми', прощающих бедным странам их долги, фактически уходят на поддержку торговых авантюр китайцев в Африке. Мало кому захочется гордо говорить, что, мол, 'положение обязывает', видя при этом, как на них наживаются 'молодые да ранние'.