Это очень странная гонка. Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко, лидеры, соответственно, 'розовой' революции в Грузии и 'оранжевой' на Украине, изо всех сил стремятся в НАТО, несмотря на угрюмые предостережения Москвы о мрачных последствиях. Грузины отчаянно рвутся в альянс, но нисколько не готовы к вступлению. Украинцы выглядят более подходящим кандидатом, но большинство соотечественников Ющенко не горит желанием вступать.
Недавние события в Крыму в полной мере отображают затруднительное положение Ющенко. Многонациональные военные учения, которые должны пройти на полуострове этим летом, на самом деле, проводятся не под эгидой НАТО, кроме того, это далеко не первые такие учения за последние десять лет. Однако, после распространения истерических слухов о доставке отравляющих газов и планах НАТО по организации переворота, разношерстная толпа из коммунистов и казаков заблокировала подготовку группы американских резервистов к учениям. Американцы ушли, не выполнив своей задачи по оборудованию туалетов.
Крым необычен даже по меркам такой эксцентричной страны, как Украина: многие из его русскоязычных жителей предпочли бы быть частью России, как до 1954 г. Севастополь - база российского Черноморского флота. Протесты стали также побочным продуктом споров вокруг формирования нового правительства в Киеве, продолжающихся еще с марта, когда на Украине состоялись парламентские выборы. Вопрос о членстве в НАТО стал камнем преткновения в ходе политических дебатов.
И все-таки, кажется очевидным, что большинство украинцев не хочет вступления в НАТО. 'Советское промывание мозгов', - возражает заместитель министра иностранных дел Антон Бутейко; но Ющенко придется побороться за проведение обсуждаемого референдума по вопросу вступления. Если не считать этого препятствия, то прогресс в осуществлении военной реформы, лучшее оснащение и большая численность личного состава вооруженных сил делают Украину более вероятным кандидатом на членство, чем Грузию. Грузины добились определенных успехов, хотя больше на бумаге, чем в действительности. Они также пытались снискать расположение, делая все, что в их силах, в Ираке. Но перед Саакашвили стоит совершенно убийственная проблема: ряд районов его страны, фактически, находится под оккупацией.
По словам Александра Рондели из Грузинского фонда стратегических и международных исследований, Грузия удобно расположена на Черном море между 'богатой нефтью Россией и богатым нефтью исламским миром'. Некогда она была каналом контрабанды наркотиков и убежищем для террористов. Но география также указывает на главный недостаток Грузии. В 1990-е годы два сепаратистских анклава - Абхазия и Южная Осетия отвоевали независимость, которую с тех пор и сохраняют при поддержке России. Саакашвили и президент России Владимир Путин, уже несколько месяцев обменивающиеся оскорблениями, встретились на этой неделе в Санкт-Петербурге, но до соглашения по вопросу анклавов далеко.
Мамука Кудава, возглавляющий кампанию за вступление Грузии в НАТО, оптимистически заявляет, что его страна одновременно вступит в НАТО и разберется с анклавами. Но прокремлевский аналитик Вячеслав Никонов заявляет, что в случае вступления в альянс, Грузия 'может забыть о Южной Осетии и Абхазии'. Грузин тревожит то, что превращение вопроса анклавов в решающий фактор при рассмотрении заявки на вступление означает право вето для россиян. Кудава проводит параллель с пограничными спорами между Россией и прибалтийскими государствами, сохранившимися и после вступления последних в НАТО. Но на данной стадии принять Грузию - почти то же самое, что предложить застраховать разбитую машину.
Фактически, Россия поднимает воинственный шум вокруг ситуации в Грузии и на Украине частично из тактических соображений. Сделанные на прошлой неделе российским правительством и парламентом заявления о серьезной опасности, сопряженной со вступлением Украины, могли быть частично предназначены для участников коалиционных переговоров в Киеве. Ющенко обнаружил 'третью силу', стоявшую за скандалом в Крыму. И действительно, туда отправились некоторые российские парламентарии, которые вели себя, скорее, как комедианты.
И все же, российские опасения в какой-то мере подлинны, и вовсе не бессмысленны. Америку бы обеспокоило, замечает Никонов, если бы Мексика и Канада вступили в военную организацию, возглавляемую Россией. С точки зрения Москвы, расширение НАТО начинает выглядеть бесконечным: стремление 'окружить Россию НАТО, - говорит пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, - потребует контрмер'. Кремль беспокоит будущее его Черноморского флота после возможного вступления Украины. Но еще важнее, чем базы, - говорит Дмитрий Тренин из московского Центра Карнеги, - ощущение того, что членство в НАТО навсегда уведет Украину из российской сферы влияния.
Пока Кремлю не нужно паниковать. Американцы хотят ввести в НАТО и Грузию и Украину, но правительства других стран НАТО не проявляют такого энтузиазма. Одна из причин - в том, что обе революции потеряли часть своего демократического блеска. Кроме того, по мнению многих европейцев, альянс уже достаточно велик, а некоторые из новых членов вступили слишком рано. Некоторые государства-члены не хотят, чтобы НАТО продвигалось дальше и быстрее, чем Европейский Союз. И еще кое-кто против, опасаясь вызвать сопротивление русских. ('Кому есть дело до Грузии?' - мрачно вопрошает Рондели).
Саакашвили и Ющенко стремятся к конкретному внешнеполитическому достижению. Обоим членство в НАТО представляется более реальным, чем вступление в ЕС. По мнению Бутейко, Украина все еще имеет шанс вступить в альянс в 2008 г. Но, на самом деле, обе страны может ожидать многолетнее блуждание по замкнутому кругу 'диалога' и 'планов действий'.
____________________________________________________________
Украине больше не на что надеяться ("The Independent", Великобритания)