'Без любви, без романа, без иллюзий'. 'Это как второй брак', - говорит глава администрации президента Украины Олег Рыбачук о политиках, которые возглавили 'оранжевую' революцию 2004 г., а теперь вновь формируют коалицию, но, в отличие от первого раза, руководствуясь исключительно прагматизмом.
Если не удалось с первого раза
Социалисты, партия 'Наша Украина' президента Виктора Ющенко и блок Юлии Тимошенко, уволенной им с поста премьер-министра, договорились о формировании нового правительства, пользуясь своим незначительным преимуществом в парламенте. (На этой неделе 'Партия регионов' (ПРУ), получившая больше всего депутатских мандатов на мартовских выборах, устроила бойкот, задержав, таким образом, официальное утверждение). 'История дала нам второй шанс', - заявляет Юлия Тимошенко, возвращаясь на пост премьер-министра. Она требовала этого на протяжении всех трех месяцев переговоров о коалиции.
Была ли альтернатива? Команда Ющенко флиртовала с ПРУ, возглавляемой Виктором Януковичем, скандально проигравшим президентские выборы 2004 г. ПРУ, по словам Рыбачука, 'как лев выжидала выхода одной из оранжевых партий из лагеря'. Хотя это не понравилось бы американцам, альянс двух Викторов мог бы обеспечить приличную экономичную политику и успокоить восточные и южные регионы страны, поддерживающие Януковича. Но, вместе с тем, это возмутило бы тех украинцев, которые считали, что революция означает конец Януковича и его компании.
Сейчас главный вопрос в том, продержится ли новое правительство дольше старого. Для умеренного оптимизма есть основания. По словам Рыбачука, электоральное затишье, которое продлится до президентских выборов 2009 г., означает, что украинские политики больше 'не должны обещать всем немедленное наступление райской жизни'. Возможно, Тимошенко сделает выводы из некоторых популистских ошибок, допущенных ею в прошлый раз, таких, как ограничение цены на топливо и другие базовые товары. В любом случае, послереволюционные ожидания украинских избирателей постепенно убеждают политиков, что нужно управлять страной в ее, а не своих интересах.
К сожалению, раскол, проявившийся в оранжевой команде вскоре после свержения старого режима, сохраняется. Так, социалисты имеют собственные представления о приватизации и скептически относятся к официально провозглашенным планам правительства по вступлению в НАТО. Кроме того, существует газовый вопрос.
Перед выборами Тимошенко обещала пересмотреть январскую договоренность, по которой Украина покупает российский и туркменский газ у таинственного посредника - компании 'РосУкрЭнерго' - по цене, вдвое выше прежней. Цена, скорее всего, будет и дальше повышаться, особенно, с учетом того, что и туркмены хотят получать больше за свой газ. Тимошенко выступает против использования посредников ('мы достигли предпоследнего звена', - говорит она о загадке 'РосУкрЭнерго'). Она заявляет о планах покончить с энергетической зависимостью Украины от России. На этой неделе в Киеве были организованы широкие акции протеста в связи с предлагаемым повышением внутренних тарифов на газ.
В украинской политике идеология не является разделительной линией, гораздо важнее личные амбиции и жадность.
Маловероятной казалась не только коалиция двух Викторов, но и оранжевое возрождение после прошлогодних взаимных упреков, когда Ющенко обвинил Тимошенко в коррупции. Простила ли она президента? 'Бог прощает', - благочестиво отвечает Тимошенко. Она сетует на то, что на Украине бизнес и политика еще слишком тесно переплетены. И обещает, что не пойдет против Ющенко на президентских выборах. Он, очевидно, посчитал, что ей лучше быть в правительстве, чем в оппозиции. Но не удивляйтесь, если ни коалиция, ни Тимошенко не сдержат своих обещаний.