Превратить аквариум в уху очень просто. Превратить уху в аквариум - не совсем. Для стран, ушедших от коммунизма, стабилизация экономики и введение рыночных механизмов стало первым, довольно простым, этапом. А восстановить общественные институты, очистить их от грязи и повысить их эффективность - это не просто трудно сделать. Трудность начинается с оценки объема работ.
На этой неделе было опубликовано новое исследование Всемирного банка, которое дает повод взглянуть на состояние дел в этой области более оптимистично. Представители более чем десяти тысяч компаний из 26 стран 'победившего капитализма' (кроме Туркменистана) и Турции были опрошены на предмет частоты и объема мздоимства, которые они на себе испытывают, и их взглядов на природу и серьезность такой проблемы, как коррупция. Для сравнения в этот раз в опросе участвовали также пять европейских стран.
По сравнению с аналогичными отчетами 1999 и 2002 годов результаты нынешнего исследования показывают, что коррупция в регионе становится несколько менее частым явлением, снижается наносимый ей ущерб и затраты компаний на взятки. Хотя в разных странах темпы продвижения вперед разные (в Грузии, например - быстрые, в России - медленные), ни в одной стране ситуация не ухудшается по всем параметрам. Во многих странах, наоборот, происходит снижение всех показателей коррупционности.
Тенденция благоприятна, однако, как отмечают авторы исследования, необратимой она еще не стала. Например, Чехия в 2002 году показала приличные результаты, но сейчас ушла в конец списка. Здесь, конечно, кроется одна хитрость: может быть, то, что компании начинают жаловаться на коррупцию - это как раз хороший знак, говорящий прежде всего о том, что они уже меньше с ней мирятся.
Самой печальной цифрой доклада стало количество компаний в России, признающих, что они платят взятки, но не считающих это проблемой. Это число огромно - фактически пятая часть - и российский показатель в четыре раза выше, чем в восьми государствах, ныне входящих в Европейский Союз.
Сильнее всего улучшилась ситуация с таможенным администрированием: раньше таможенные службы грешили волокитой и хищничеством, теперь же стали работать чисто и быстро, что отражает изменения в странах, вступивших в ЕС и балканских стран, стремящихся сделать то же самое. В этих странах средний 'налог на взятки', который вынуждены платить компании, снизился с 3,6 процента до 2,9 процента, хотя, если учесть быстрый экономический рост, получится, что в абсолютных цифрах объем взяток все равно растет.
По результатам отчета, коррупция больше вредит частным компаниям, чем государственным, больше мелким фирмам, чем крупным, больше новым, чем старым, и больше местным, чем международным. Короче говоря, слабые страдают больше сильных.
Серьезной проблемой, особенно в тех странах, что победнее, остается судебная система. В первые годы перехода от коммунизма к капитализму судьям, как правило, предоставляли большую независимость, но платили маленькие зарплаты, то есть практически 'выписывали рецепт' на коррупцию. Новый подход - платить судьям больше, но отслеживать их деятельность гораздо плотнее - показывает себя хорошо в Румынии. В других странах переход идет медленно.
С другими видами коррупции бороться труднее. Особенно плохо обстоит дело с закупками для государственных и общественных нужд, причем в этом отношении в некоторых странах 'старой Европы' дело обстоит ненамного лучше. Также ничего не удается поделать и с коррупцией в верхних эшелонах власти - так называемой 'данью государству', когда взятка платится не тем, кто проводит в жизнь какую-либо политику, а непосредственно тем, кто эту политику формирует. Как говорит русская пословица, рыба гниет с головы.