Маленькие страны с трагической историей; иностранные державы, пользующиеся застарелой неприязнью; неожиданно разгорающаяся война. Все это относится к конфликту в Ливане, к которому сегодня приковано внимание всего мира. Но, кроме того, это сюжет грузинских сказок, концовка которых может оказаться вполне ливанской. Имеет смысл поговорить о конфликтах в Грузии сейчас, пока не случилось худшее.
Прекрасная, но обнищавшая Грузия - родина двух т.н. 'замороженных конфликтов' в бывшем Советском Союзе, территориальных споров, оставшихся после завершения жестоких войн, вспыхнувших при распаде советской империи. В начале 1990-х черноморская Абхазия, (бывшая некогда знаменитым курортом, а сегодня находящаяся на грани выживания) и Южная Осетия отвоевали фактическую независимость. Между ними есть различия, но есть и два больших сходства. Первое - оба непризнанных государства сохраняют свой статус лишь благодаря поддержке России.
Второе - в силу сочетания безразличия международного сообщества, кремлевских провокаций и безрассудного кавказского мачизма, каждое из них может в любой момент перейти от выстраданного перемирия к возобновлению противоборства. Кровопролитие в одном из них будет катастрофой не только для них и маленькой Грузии. Оно приведет к дальнейшей дестабилизации в регионе, уже пораженном войной и воинствующим исламизмом. Оно создаст угрозу новому трубопроводу, соединяющему Каспийское море со Средиземным. А также разрушит надежды на то, что демократия может закрепиться в хаотичных государствах по периметру границ России - если не считать страны Балтии, Грузия ближе всех остальных к осуществлению этих надежд.
Казалось бы, что Россия, с ее собственными проблемами сепаратизма, теряет от нового кавказского конфликта больше всех после Грузии. Кроме того, ей следовало бы уважать принцип территориальной целостности государств. Но эти рациональные соображения и теплые чувства многих россиян к Грузии как стране вина и солнца в сознании Владимира Путина перевесило что-то еще. Или, точнее, кто-то: пришедший к власти в результате 'революции роз' 2003 г. президент Михаил Саакашвили стремится переориентировать свою страну на Запад. Ненависть Кремля к нему привела к своего рода необъявленной войне, фронтами которой являются два отколовшихся анклава. Россияне не хотят позволить ему ввести Грузию в НАТО, а смещение его с поста президента было бы для них идеальным решением.
Его друг Джордж
Малые страны нуждаются в больших друзьях. Повернувшись спиной к бывшему хозяину Грузии, Саакашвили стремился снискать расположение Америки. Добрая воля обоюдна: во время июльского визита Саакашвили в Белый дом Джордж Буш назвал его 'своим другом', скаламбурив: 'Грузия в сердце моем'*. На самом деле, в российско-американской дипломатии беды Саакашивили вряд ли займут значительное место. Но Буш, а также европейские лидеры, не склонные к прямолинейности в отношениях с Кремлем, потому что им нужны российские энергоносители - должны говорить Путину, что судьба Кавказа им небезразлична. Политика России в отношении Грузии не изменится только потому, что этого хотят ее зарубежные партнеры, но немного занудства по таким вопросам как вступление России во Всемирную торговую организацию или торговые переговоры с Европейским Союзом, может помочь Кремлю более четко осознать свои интересы. Важнейшая задача - создать по-настоящему нейтральные миротворческие силы, которые заменили бы стоящие в обоих анклавах силы с преобладающим участием российских военных.
Однако поддержка для Грузии извне не означает одобрения всего, что делает Саакашвили. Он молодой президент, все время торопится, склонен к эксцессам. Частично это объясняется тем, что проблемы Грузии требуют безотлагательного решения. Грузины опасаются, что 'замороженные' конфликты на самом деле вовсе не заморожены, и что, при попустительстве России, анклавы могут оторваться от Грузии навсегда. Но Саакашвили усилил бы позиции Грузии, если бы тратил время на размышления не о том, как загнать их под власть Тбилиси, а о том, как привлечь их обратно. Он должен дать ответ тем, кто разочарован его правлением, укрепить хрупкий экономический рост, и заняться решением таких насущных проблем, как жестокость полиции. То, что он призвал на помощь опытных советников из Эстонии и других стран, обнадеживает, но к их советам нужно прислушиваться. Лишь став преуспевающей демократической страной, Грузия имеет шанс вернуть отколовшиеся территории и принести долгосрочную стабильность на взрывоопасный Кавказ.
* Georgia on my mind ('Джорджия в сердце моем') - популярная песня 60-х годов, гимн штата Джорджия - прим. пер.
____________________________________________________________
России нельзя поддаваться ("Rzeczpospolita", Польша)