Президент России Владимир Путин издал Указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Примерить на себя эту холщовую рубашку в принципе может любой, кто считает себя русским или представителем тех народностей, которые населяют Россию. Решил и я (несмотря, может быть, на не совсем русскую фамилию, зато родословная позволяет!). И в процессе примерки вдруг пришла совершенно здравая, а не шальная мысль: а на кой эта рубаха мне?
Позывы переехать на историческую родину мучили меня уже много лет, этим вирусом я даже заразил свою жену и детей, которые подрастают. Периодически вопрос возникал на семейных советах, когда анализ некоторых особенностей нашего пребывания на фактической родине (мы все здесь, в Казахстане, родились, даже наши родители родом отсюда) в чем-то не устраивал. В первую очередь, речь идет об образовании.
Учебная программа скроена так, что дети не получают всех азов родного русского языка: сын делает кучу невероятных ошибок даже в самых элементарных словах, и исправно пишет диктанты или сочинения по русскому на "два". А когда мы захотели перевести его в школу, учебная программа которой выстроена более грамотно, то сына попросту туда не взяли - диктант написал даже не на "два", а на "кол"! Естественно, меня, как родителя, всерьез беспокоит вопрос, сможет ли он поступить в институт при таком владении русским, хотя, в целом, мальчик способный и сообразительный.
Так вот, собственная репатриация нам не дает покоя. Но вопрос возвращения всякий раз откладывался по субъективным соображениям (подождем год-другой; может быть, чиновники от образования осознают провал выбранной стратегии; а вдруг и в Казахстане, как в Киргизии, сделают русский язык вторым государственным; да и элементарная лень к адаптации на новом месте играла свою роль. . .).
Так мы упустили, кажется, целых два шанса на то, чтобы быть гостеприимно заключенными в объятия исторической родиной: за последние годы Россия не только невероятно ужесточала условия получения гражданства для соотечественников, но и затем смягчала их, объявляя своего рода "амнистию" для тех, кто прибыл на ПМЖ в определенные сроки.
Теперь, казалось бы, нам карты в руки: родина приглашает, готова принять, обласкать, согреть, все сделать для того, чтобы мы не чувствовали себя там чужеземцами. Но опять не едется. . .
На первый взгляд, все предусмотрено для того, чтобы соотечественник, которого желает заполучить Россия, прибыл по месту назначения. Вплоть до того, что федеральный бюджет оплатит за него все государственные пошлины, "подъемные" и даже полугодичное пособие по безработице, если уж в том возникнет необходимость. Более того, репатрианты получат компенсацию за проезд на любом виде транспорта к новому месту жительства, а также на перевозку личного имущества.
На второй, более пристальный взгляд, все сложнее. Потому и не хочется, и не едется. Например, нам, соотечественникам, предлагают принимать решение в означенной государственной программе добровольно и, самое главное, осознанно. И эта "осознанность" не может распространяться дальше, чем предусмотрено этим документом.
В качестве так называемой территории расселения выбирается одна из трех. Первая: "стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения". Хороша родина, которая собирается укреплять границы за счет соотечественников!
Вторая категория территорий - требующая массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда.
Третья категория - это территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток. Причем, социальные гарантии, в зависимости от категории территорий расселения идут по нисходящей: чем они привлекательнее, тем меньше государственная поддержка. А такие архиважные вещи как трудоустройство и жилищная проблема отдаются на откуп субъектам Российской Федерации, которые вправе решать эти вопросы, а вправе и не решать.
Зато правительство хочет одним махом разрубить самый тугой гордиев узел. В Госпрограмме так и записано: "содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы". Более того, таким образом, правительству хочется объединить потенциал соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями российских регионов!
Там действительно демографический кризис. Статистику посмотришь - ужаснешься. Еще в 1991 году в РФ показатели смертности впервые превысили показатели рождаемости. Ежегодно население сокращается, и будет сокращаться, в среднем на 0,3-0,8 миллиона человек ежегодно. Уже в этом году держава может не досчитаться миллиона человек, а к 2015 году убыль населения достигнет 1,5 миллиона человек в год. Смертность растет, коэффициент фертильности ниже уровня воспроизводства, продолжается старение возрастной структуры населения, уровень трудоспособного населения составляет 61 процент.
Долгое время (все 90-е годы прошлого столетия) Россия решала свои демографические проблемы за счет мигрантов и беженцев, самый мощный поток которых пришелся на 1994 год - 841 тысяча человек. Потом миграция пошла на убыль и уже не может "покрыть" естественную убыль населения. Особенно дела плохи в регионах с недостаточным экономическим развитием - именно туда и зовет сейчас Родина.
Я, конечно, не против, чтобы Россия развивалась повсеместно, но почему это нужно делать за мой счет? Норильска, конечно, я не видел, наверное, по-своему замечательный город, но и видеть я его не хочу - ни за какие "подъемные".
Меня больше прельщают Москва и Санкт-Петербург, потому что там большой потенциал для моего карьерного роста и образования для детей. Да простит меня российский президент, я даже в Воронеж не хочу! По российским меркам - уже провинция. А это значит, что в числе прочих минусов присутствует и самый главный - недостаточные возможности для развития человеческого капитала.
Многого мне не надо, но кремлевская инициатива предлагает следующее: поменять город на деревню, хорошую работу на неясные перспективы, приличную зарплату - на полугодичное пособие по безработице. . . Плюс на таких, как я, отовсюду посыпятся упреки: понаехали тут, на готовое. . .
Мне не надо государственной помощи, я могу уехать и сам, и обустроиться, и Россию обустроить. Только лишите меня бюрократических проволочек, и чтоб гражданство не пять лет ждать. . .
Так нет же! Бюрократия - оплот России. А потому она еще долго будет звать соотечественников, надеяться и ждать.