Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Третий Рим' строится

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Мама за меня очень рада', - рассказывает бухгалтер Оксана. Ее родители всегда пользовались государственным жильем, которое предоставляли гражданам советские власти, а она с мужем только что въехала в собственную квартиру с двумя спальнями на окраине Москвы. В 2003 г. они купили жилплощадь в еще не построенном доме за 60000 долларов; по нынешним ценам она стоит 240000

Московский бум недвижимости красноречиво свидетельствует об особенностях российского экономического роста - неравномерного, но стремительного

'Мама за меня очень рада', - рассказывает бухгалтер Оксана. Ее родители всегда пользовались государственным жильем, которое предоставляли гражданам советские власти, а она с мужем только что въехала в собственную квартиру с двумя спальнями на окраине Москвы. В 2003 г. они купили жилплощадь в еще не построенном доме за 60000 долларов; по нынешним ценам она стоит 240000.

У Москвы сегодня два символа - дорожные пробки и стройплощадки. На ее гербе стоило бы изобразить башенный кран, а вместо гимна записать грохот отбойного молотка. Такой же неумолкающий гул царит во многих российских городах, но нигде строительство не достигло такого масштаба, а цены на жилье не растут так быстро, как в Москве. По данным российского сайта IRN.ru, специализирующегося на анализе рынка недвижимости, за прошедший год цены на нее почти удвоились. Москвичей сегодня стоимость жилья волнует не меньше, чем лондонцев. Ира - она работает в издательском бизнесе - купила квартиру в 2002 г. за 100000 долларов; сейчас она ее продает, и выручит в пять раз больше. Арендная плата за жилье достигла заоблачных высот; ставки, по которым сдаются офисные помещения - одни из самых высоких в Европе.

Хотя Москва и превратилась в одну большую стройплощадку, количество новых домов или реконструированного дореволюционного жилья не поспевает за спросом (людей с деньгами в России достаточно, и они ни в коем случае не хотят жить в 'советских' квартирах). Кроме того, россияне недавно открыли для себя ипотеку. Правда, по словам Игоря Кузина из банка 'Дельта-кредит', который первым в Москве занялся подобным кредитованием, хотя число заемщиков каждый год удваивается, лишь 5-8% жилья приобретаются по ипотеке.

Большинство покупателей предпочитает платить наличными.

Не так давно многие москвичи жили в запущенных коммуналках с общей ванной и кухней. Жилищный бум - симптом экономического возрождения России и формирования в стране среднего класса. Однако немало людей остается за бортом 'квартирной лихорадки', да и стремительного экономического роста в целом, а то и становится ее жертвами.

В этом месяце Генеральная прокуратура начала расследование в связи с возможным ценовым сговором московских строительных компаний. Политики, естественно, не могут сидеть сложа руки в сложившейся ситуации: средняя зарплата в Москве составляет 17000 рублей (630 долларов) в месяц, а в целом по стране она еще ниже, и немалая часть населения не может насладиться благами новообретенного процветания. Российский президент Владимир Путин выделяет задачу обеспечения людей доступным жильем в качестве одного из национальных приоритетов.

В московской мэрии по поводу ценового сговора заявляют: 'Это исключено'. Может быть и так, но в городе процветают другие формы злоупотреблений. Одна из газет провела расследование и выяснила, что в цену новых квартир изначально закладываются расходы на взятки - на уровне 10%. 'На самом деле еще больше', - отмечает Алексей, владелец строительной фирмы. Масса разрешений, необходимых для начала строительства, а также пробелы и противоречия в законодательстве создают массу возможностей для чиновничьих препон, проволочек - ну и 'откатов' конечно. Кое-кто утверждает, что городские власти не всегда действуют беспристрастно при распределении подрядов. Другие указывают, что совладельцем крупнейших строительных фирм города является жена московского мэра Юрия Лужкова.

Как водится, запах денег привлекает и полицию. В московской строительной отрасли занято до миллиона человек, и многие из тех, кто трудится на 4500 стройплощадок в столице - мигранты. 'Таджики лучше всех', - поясняет Алексей: они усердно работают за небольшую зарплату и не пьют. Живут они часто в бытовках прямо на стройплощадке, а питаются (по словам одного из таких рабочих) картошкой, хлебом и вермишелью. Поскольку зачастую гастарбайтеры устраиваются на работу нелегально, они бессильны перед шантажом коррумпированных полицейских и злоупотреблениями со стороны работодателей, которые часто действуют в сговоре со 'слугами закона'. Помните идиллическую историю бухгалтера Оксаны? У нее тоже был печальный аспект: молдаване, занимавшиеся отделкой ее квартиры и жившие там же, вынуждены были отдавать часть зарплаты взяточникам-полицейским.

Впрочем, порой страдают и сами москвичи: они становятся жертвами подкупленных судей или расплывчатого, устаревшего законодательства о недвижимости (На вопрос о правах собственности Алексей не без раздражения отвечает: 'В нашей стране измениться может все'). Поселок Бутово на окраине Москвы - типично русская деревенька, тихая и запущенная, с покосившимися заборами, ржавыми железными крышами и фруктовыми садами. В одном из домов живет Татьяна Куполова - ее семья построила его в 1934 г., когда многим москвичам пришлось переселиться из-за сталинского плана радикальной перепланировки города. Но теперь Москва наступает на Бутово: дом г-жи Куполовой уже окружен многоэтажками, и застройщики облизываются на ее участок. В июне в поселок прибыл ОМОН, чтобы силой выселить людей по сомнительному ордеру. 'Они избивали всех', - рассказывает Татьяна. Представители властей, по словам Куполовой, заявили ей, что она 'никто, и не добьется ничего'. Она писала Лужкову и Путину, но ответа не получила.

В центре города типичный трюк выглядит так: дом объявляют аварийным, сносят, и строят на его месте роскошное жилье или сомнительную копию-'новодел' - первоначальных жильцов, естественно, выселяют. Эмилии Суптель - с 1974 г. она вместе с матерью живет в здании, имеющем статус исторического памятника, а в 1989 г. открыла в нем ресторан - сегодня приходится отбивать атаки (возможно, скоординированные) сразу по двум направлениям: она пытается не допустить, чтобы дом определили под снос и сорвать планы застройщиков построить на его месте комплекс класса 'люкс'. Застройщика ей удалось одолеть в суде - 'просто чудо', замечает г-жа Суптель, но сейчас она опасается, что противники перейдут к 'внеправовым' методам: 'В России тишина - еще не признак спокойствия'.

В архитектурном плане, по словам Давида Саркисяна, директора Музея архитектуры имени Щусева, Москва превращается в город из стекла и стали, становится 'все роскошнее и все уродливее'. Сносятся классические символы модернистской архитектуры, да и здания предыдущих эпох - и далеко не все они так же некрасивы, как гигантская гостиница 'Россия' возле Красной площади. Нынешний правящий класс, отмечает г-н Саркисян, по культурному уровню ничуть не превосходит большевиков.

Впрочем, по сравнению с девяностыми, когда из-за квартир людей нередко убивали, ситуация улучшилась. Разработан новый закон, призванный защитить покупателей-'дольщиков' от мошенников: их жертвами уже стали тысячи людей - они внесли деньги за квартиры на 'нулевой стадии', но затем выяснялось - либо дом вообще не построен, либо их квартиры проданы другим покупателям. В мае демонстрацию обманутых 'дольщиков' разогнал ОМОН; сейчас, правда, московские власти обещают выплатить им компенсацию. 'Конечно, мы сильно рисковали', - признает владелица новой квартиры Оксана; зато теперь она 'очень гордится' столь удачным вложением капитала.

____________________________________________________________

Москва - гигантская жемчужина ("Spiegel", Германия)

Московская 'золотая клетка' ("Los Angeles Times", США)