С одной угрозой крупнейшее озеро мира распрощалось. Не станет ли оно жертвой своей собственной красоты?
В озере Байкал, объясняет шестипалый шаман, сидящий под памятником Ленина в центре Иркутска, живет много богов. Кроме того, это своего рода сибирские Галапагосские острова с уникальными животными и растениями. Здесь обитает крупнейшая в мире колония пресноводных тюленей, питающихся прозрачной и жирной живородящей рыбой. Видимо, эти боги должны сейчас улыбаться.
Байкал называют 'жемчужиной' и 'синим глазом' Сибири, а буряты, монгольский народ, веками живший на берегах озера, считают его 'священным морем'. Это самое старое, глубокое и объемное озеро мира, содержащее примерно пятую часть незамерзшей пресной воды планеты. Оно очень медленно превращается в океан. Из-за сейсмической активности планы строительства нефтепровода вблизи озера всегда выглядели сомнительными. Тем не менее, после того, как необъективная экологическая комиссия дала добро, строительство казалось неизбежным. Вплоть до театрального вмешательства президента России Владимира Путина, который ранее обвинял экологов в сотрудничестве с иностранными разведками, но в данном случае по-царски повелел перенести трассу нефтепровода.
И все же, у байкальских богов хватает забот. Целлюлозно-бумажный комбинат, построенный в советское время на южной оконечности озера, по-прежнему загрязняет воду, говорят зеленые. Кроме того, проблема в туристах, привлеченных размахом Байкала, необычайной чистотой его воды, покрытыми галькой пляжами и окружающими его зубчатыми утесами и горами. По живописным местам вдоль озера проходит участок Транссибирской магистрали, построенной по повелению другого царя. Региональные власти хотят за три года увеличить число туристов в шесть раз. В Сибири летний сезон короток, но все более популярными становятся экскурсии в разгар суровой зимы.
Теоретически туризм мог бы стать стимулом к сохранению Байкала. Местный биолог Петр Наумов указывает на угрозы, создаваемые нищетой и безработицей - их следствием становится браконьерство и другие опасности. Но многих еще больше беспокоит то, что слабый контроль над выполнением законом и коррупция чиновников могут проложить путь грабительскому освоению. По словам активистов, практически на берегу озера незаконно строятся дома. Российские туристы часто оставляют за собой горы мусора, возможно, руководствуясь атавистическим чувством 'место всегда найдется'. Андрей, работающий гидом на красивейшем острове Ольхон - в священном для шаманистов месте, предельно откровенен: развитие туризма пойдет на пользу ему, но не острову и не озеру. (Есть ли на Ольхоне проблемы с алкоголем? - Нет, говорит Андрей, - спиртное продается в магазинах).
Пока Ольхон, как и большая часть Байкала, сохраняет свою первозданную красоту. В начале и в конце зимы, когда лед слишком тонок, чтобы по нему ездить, остров отрезан от большой земли. Линия электропередачи была протянута сюда совсем недавно. Живущие на острове буряты все еще занимаются сельским хозяйством. А к его украшенным лентами шаманским алтарям приезжают паломники и любопытные, оставляющие, как это заведено, дары духам: монеты, сигареты, а порой - стакан водки и телефонную карточку.