Елена и Данил живут в новой русской мечте: они ремонтируют дом под Москвой. Сейчас они устанавливают домашний кинотеатр и развешивают фотографии своего кота Арчибальда, но вот загвоздка: они делают это в компании съемочной группы реалити-шоу 'Голые стены', премьера которого состоялась на этой неделе. Отвечая на вопрос 'почему?', Данил говорит: 'Это самое большое событие в нашей жизни'.
Реалити-шоу пришли в Россию лишь в 2001 г., с появлением популярной программы 'За стеклом'. Любвеобильные участники передачи стали не менее известны, чем Владимир Путин, говорит с хитрецой создатель программы Григорий Любомиров. Ее смелость пришлась по вкусу зрителям в стране, где на телевидении долгие годы господствовала советская пропаганда. Если в других странах мода на реалити-шоу начала спадать, то в России этот жанр на подъеме.
На реалити-шоу специализируется канал ТНТ, который купил десятки западных форматов передач (в том числе, 'Голые стены', созданные на основе 'The Block') и намерен каждые две недели выпускать в эфир по новому шоу. Самым долгим из них является 'Дом-2', участники которого, как предполагается, в процессе строительства дома будут влюбляться друг в друга. В оригинальном шоу 'House' участвовали женатые пары, но, как объясняет шеф ТНТ Роман Петренко, женатые люди мало разговаривают. Даже 'Дом-2', разочарованно говорит он, доказал, что новые пары прекращают целоваться через несколько месяцев. И все же, доходы ТНТ выросли за четыре года в десять раз без интерактивных возможностей, увеличивающих доходность реалити-шоу на западе. Телекомпания занимает пятое место в общенациональном рейтинге, ее аудитория молода и более выгодна. За три года доходы от рекламы выросли более чем в два раза, - говорит Наташа Загвоздина из московского банка 'Ренессанс-Капитал'.
Джеймс Брэм (James Braham) из англо-австралийской фирмы Southern Star, распространяющей формат передач подобных 'Голым стенам', говорит, что российские каналы больше не покупают и не дублируют столько западных передач, как в прежние годы, предпочитая русифицировать сценарии или делать собственные. Так реалити-шоу стали важным предметом экспорта западных медиа-компаний в Россию. Удивительно, но в стране, где интеллектуальная собственность не пользуется большим почтением, случаев кражи формата не выявлено. Разумеется, владельцы форматов стремятся не допустить, чтобы их идеи в России потерпели фиаско или изменились до неузнаваемости.
У аудитории в этой стране множество характерных особенностей. Продюсер 'Голых стен' Александр Громов говорит, что россияне предпочитают долгое повествование: чтение 'Войны и мира' или просмотр латиноамериканских 'мыльных опер'. Страсти, кипящие на российских экранах, куда зрелищнее западных. Дэн Бербридж (Dan Berbridge), британский продюсер, импортированный ТНТ для того, чтобы наблюдать за продукцией канала, говорит, что российского зрителя все еще надо убеждать в том, что участники шоу - не актеры. Он шутит, что российская версия 'Обмена женами' (Wife Swap) должна называться 'Обмен бабушками' (Babushka Swap) - так значима здесь их роль. Сейчас ТНТ размышляет, насколько вызывающим будет появление аналога шоу "Натурал на голубом глазу" (Queer Eye for the Straight Guy) в рамках культуры, враждебно относящейся к гомосексуализму.
Кроме того, как говорит Любомиров, российские продюсеры сами разрабатывают новые форматы реалити-шоу и скоро будут их экспортировать. В его последнем шоу 'Рублевка.Live' участвуют как настоящие жители самой богатой улицы Москвы, так и актеры. По его мнению, секс в реалити-шоу наскучил российскому зрителю. Его следующий проект - 'Сталин.live', воссоздание последнего месяца жизни диктатора. Все это - часть единого целого наряду с 'За стеклом', утверждает он.
Несмотря на то, что любовные ласки в прямом эфире и ток-шоу в стиле Спрингера создают впечатление свободы слова в России, на российском телевидении не хватает одной реальности - достоверных, независимых политических новостей. Все основные каналы тем или иным образом контролируются Кремлем. ТНТ принадлежит 'Газпрому', гигантскому государственному газовому концерну. 'Газпром' не вмешивается в составление сетки вещания, говорит Петренко, но при этом ТНТ концентрируется на одном лишь 'реалити'.
_____________________________________________________
Кремлевское варенье ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Россия: развлекательные телеканалы под контроль государства! ("Newsweek", США)