Многие страны мечтают о том, чтобы у них были такие проблемы, как у ЕС-8, бывших порабощенных стран, вступивших в 2004 г. в Европейский Союз. Они процветают под прикрытием НАТО и в рамках правовой архитектуры цивилизованной Европы - вряд ли кто-то мог себе это представить в 1989 г., когда они совершили свой прыжок к свободе. Темпу их экономического роста можно позавидовать: в Эстонии он составляет невероятные 12 процентов.
Но в последнее время более дает о себе знать другая картина - озлобленного недовольства, снижающейся конкурентоспособности, убожества и интриг. Это не только отражается на жизни примерно 73 миллионов граждан ЕС-8 и 30 миллионов жителей Румынии и Болгарии, которые вступят в ЕС к концу года, но может также нанести сокрушительный удар по уже ослабевающему энтузиазму ЕС в том, что касается расширения.
Всегда есть соблазн проигнорировать посткоммунистическую политику. Эти страны, в основном, небольшие, имена политиков неизвестны за их пределами, а различия между их партиями непонятны. Союзники и убеждения меняются с ошеломляющей быстротой. Например, правой или левой является Народная Партия, вновь пришедшая к власти в Латвии после выборов 8 октября, по сравнению с 'Новой Эрой', с которой она может образовать коалицию? Почему партия, возглавляемая болгарским царем Симеоном, входит в коалицию с (не такими уж) бывшими коммунистами, чьи предшественники изгнали его и уничтожили его сторонников? Какой из близнецов Качиньских - президент Польши? Кто из них менее безумен - премьер-министр? Без терпеливого знатока и большого стакана сливового бренди все это может показаться слишком запутанным и неважным.
Так вот один удивительный факт. Ни в одной стране ЕС-8 нет сильного реформистского правительства. Правительства меньшинства или переходные правительства находятся у власти в Чехии, Польше и Литве. Администрации Эстонии и Словении стабильны, но делают мало. Новое коалиционное правительство Словакии объединяет самые убогие и одиозные партии страны. Позиции правительства Венгрии сильно пошатнулись после того, как премьер-министр признался в систематическом обмане.
В последние три месяца политика центральной Европы вошла в турбулентную фазу. Самая большая неудача постигла Польшу, важнейшую экс-коммунистическую страну в ЕС. Основная партия 'Право и справедливость' 11 месяцев руководит страной, создавая непрочные коалиции.
И дома и за рубежом она провоцирует скандалы. Ее лидеры - братья Лех и Ярослав Качиньские являются, соответственно, президентом и премьер-министром. Они неоднократно оскорбляли Германию - сделавшую больше, чем любая другая страна для того, чтобы ЕС не обращал внимания на явную политическую и экономическую слабость Польши в ходе подготовки к вступлению. Теперь на телефонные звонки не отвечают, встречи отменяются, дешевые колкости на историческую тему становятся нормой. Похоже, польские лидеры готовы использовать каждый удобный случай, чтобы доказать, что Германия враждебна Польше и ведет политику реваншизма.
Упорно отстаивать национальный интерес - это не преступление. Как и любая другая страна ЕС, Польша имеет полное право спорить с Брюсселем. Но ее тон отдает дилетантством и является контрпродуктивным. Бывший президент, экс-коммунист Александр Квасьневский (Alexander Kwasniewski) сделал Польшу надежным союзником Запада и его рупором, в особенности, на Украине. Качиньские иронизируют (небезосновательно) над его коммунистическим прошлым, гламурным образом жизни и дружбой с самыми разными бизнесменами. Но полученную от предшественников дипломатическую машину они превратили в посмешище.
В стране тоже идут ненужные схватки, главным образом, с центральным банком. Его председатель Лешек Бальцерович (Leszek Balcerowicz), человек с непростым характером, воплощает собой радикальную экономическую реформу и порядок в финансовой сфере, которым объясняется экономический рост Польши. Кроме того, партия 'Право и справедливость' в атмосфере интриги отказалась от альянса с потенциальным партнером по коалиции - либерально-консервативной партией 'Гражданская платформа'. Между ними пролегли не политические разногласия, а мелкие раздоры, о которых ради прихода к власти следовало бы давно забыть.
Неудивительно, что правительству пока нечем похвастаться. Оно создало огромное подразделение по борьбе с коррупцией, вероятно, со слишком большими полномочиями. Много энергии ушло на реформу военной разведки (WSI), которая действительно была довольно подозрительной структурой. Но для многих поляков гораздо важнее другие проблемы. Показательно, что правительство не справилось с непростой, но жизненно важной задачей получения и освоения 60 млрд. евро (75 млрд. долларов), которые ЕС должен выделить Польше в 2007-2013 гг.
Эти деньги даются не просто так - вопреки тому, что, похоже, думают некоторые польские политики. Они выделяются только на надлежащим образом разработанные проекты, в которых государство-реципиент принимает на себя хотя бы часть затрат, и результаты которых тщательно проверяются. За нецелевое использование средств в этом году приходится расплачиваться в следующем. Пока обращаться с суммами, получаемыми от ЕС, научились только Эстония и Словения, небольшие государства с наиболее четко функционирующей администрацией.
Единственным реальным преимуществом Качиньских была их репутация неподкупных политиков. Как и многие другие бывшие диссиденты, оказавшиеся у власти, честностью и патриотизмом они компенсировали недостаток политического опыта. Но эта репутация была подорвана новым скандалом. Появилась видеозапись, на которой представители партии пытаются переманить на свою сторону депутата из фракции 'Самооборона'. 'Хотите хороший пост? У нас их множество', - заявил посланец премьер-министра. Он также предложил 'разобраться' с юридическими проблемами депутата.
Ярослав Качиньский вновь пытается создать коалицию. По-прежнему возможны досрочные выборы. Не стоит ожидать появления сильного и серьезного кабинета.
Плата за обман
Доверие избирателей подорвано и к венгерскому правительству - хотя, как говорят, у него были меньшие стартовые возможности. Если польская политика подкреплена стабильным ростом и здоровой системой финансов, то венгерская осложняется пятью годами расточительного правления.
Премьер-министр Ференц Дюрчань (Ferenc Gyurcsany) рассказал коллегам по партии о том, что его правительство, оставшееся у власти после выборов, состоявшихся в июне этого года, обманывало избирателей, совершало одну ошибку за другой, не делая ничего для их исправления. Запись разговора стала достоянием гласности. Это привело к всплеску народного гнева и крупным потерям на местных выборах в октябре. Дюрчань остался у власти, но в минувшие выходные появилась еще одна пленка, на которой министр по делам самоуправления Моника Ламперт (Monika Lamperth) уверяет партийных боссов в том, что запланированное сокращение бюджетных ассигнований не коснется регионов, находящихся под контролем социалистов.
Оппозиция под руководством склонного к перемене взглядов Виктора Орбана (Viktor Orban) ненамного лучше. Ее избирательная кампания была такой же нелепой и популистской, как и у беспринципных экс-коммунистов, которых она презирает. Тревожит снисходительное отношение Орбана и его коллег к расистам и ультранационалистам, которые приняли участие в сентябрьских демонстрациях и несут ответственность за устроенные беспорядки.
Однако Венгрии как никогда нужно хорошее правительство. Некогда звезда посткоммунистического мира, сегодня она погрязла в долгах, и ее государственный дефицит, как оказалось, превышает 10 процентов ВВП - это в два раза больше, чем заявляло правительство в ходе предвыборной кампании. В этом отношении она является бесспорным лидером всей Европы, а подобная двойная бухгалтерия подрывает доверие инвесторов. Бегство от форинта, венгерской валюты, будет означать дефолт и девальвацию: национальное унижение и катастрофу для миллионов венгров, бравших кредиты в евро и швейцарских франках для приобретения домов и потребительских товаров длительного пользования.
Ненамного лучше ситуация в Чехии, где парламентские выборы, состоявшиеся в июне, привели к ничьей между коалицией консерваторов и зеленых и левой оппозицией. Это вызвало четырехмесячный политический кризис. Переходное правоцентристское правительство получило на прошлой неделе вотум недоверия, начав новый раунд подковерных игр и шантажа. Пражский политолог Томаш Лебеда (Tomas Lebeda) говорит, что это может продолжаться целый год. Между тем, никто и не думает о реформе неповоротливой пенсионной системы страны. Бюджет на следующий год может не быть принят вовремя.
Эти распри происходят на фоне опасного использования разведывательных органов ради политической выгоды. За несколько дней до июньских выборов полковник Ян Кубице (Jan Kubice), главный борец с преступностью, представил на закрытом, как предполагалось, заседании парламента доклад, в котором он утверждал, что члены правящей социал-демократической партии вмешиваются в расследование дел об организованной преступности. В нем также содержались подробности интимной жизни политиков. Информация об этом просочилась в прессу, видимо, благодаря депутатам-консерваторам. Прослушивание телефонных разговоров в ходе расследования дела об утечке вызвало еще более ожесточенные распри.
Но все это еще цветочки по сравнению с ситуацией в соседней Словакии, где правительство большинства, состоящее из расистов, популистов и авторитарных политиков начинает разрушать плоды последних восьми лет. В годы правления авторитарного популиста Владимира Мечьяра (Vladimir Meciar) Словакией заправляли аферисты и интриганы. Правительство, пришедшее ему на смену в 1998 г., ввело плоскую шкалу налогообложения, либерализовало рынок труда и привлекло миллиарды долларов иностранных инвестиций.
Июньские выборы привели к двузначному результату. Было возможно создание коалиции реформистов, но, вместо этого, крупнейшая партия Smer объединилась с партией Мечьара и открыто расистской Словацкой национальной партией. На бумаге правительство сохраняет приверженность рыночному курсу. На практике оно выглядит невразумительно и нелепо. На конференции иностранных инвесторов, состоявшейся здесь в сентябре, важный правительственный чиновник по имени Петер Жига (Peter Ziga) обратился к залу, полному недоумевающих руководителей зарубежных компаний, по-словацки без переводчика. Хуже того, вновь политизируются общественные институты.
К счастью, есть и позитивные примеры. В Литве правительство меньшинства оказалось прагматичным и компетентным. На выборах в Эстонии коллегия выборщиков единогласно избрала президентом Тоомаса Хендрика Ильвеса (Toomas Hendrik Ilves), толкового и красноречивого эмигранта, получившего образование в США. Никто не проголосовал за кандидата неразборчивой в средствах популистской партии, тесно связанной с Россией.
Голосующие ногами
Если посткоммунистические страны оказываются неспособны поднять уровень жизни до западного и радикально повысить качество социальной сферы, то все больше людей начинают голосовать ногами. После того, как в 2004 г. барьеры на передвижение по Европе были, в основном, сняты, более двух миллионов человек направилось на запад. Большинство не планирует оставаться там навсегда. Но почти все сетуют на то, что дома к ним относятся плохо как к рабочей силе и как к гражданам, что им плохо платят, и что их не устраивает экономика, в которой связи значат больше, чем талант.
Несмотря на все те шаги, что были сделаны в последние годы, печальная правда такова, что ни одна посткоммунистическая страна не провела полного реформирования своей государственной администрации. Да, избиратели стали богаче, но они чувствуют себя обманутыми самодовольными бюрократами и надменными политиками. Оптимизм 1989 г. кажется делом далекого прошлого.
Сегодня опасность состоит в том, что все экономические успехи последних лет могут закончиться пшиком. У не столь далеких России и Украины рабочая сила имеется в избытке. На фоне Румынии и Болгарии ЕС-8 кажется дорогим. Эмиграция еще более напрягает рынок труда.
Поэтому новым источником благосостояния должны стать на дешевые проворные пальцы на производстве, а интеллектуальная сила в сфере услуг. Но система образования не отличается гибкостью и пронизана коррупцией. В большинстве университетов царят старые порядки, а руководят ими серые и бездарные бюрократы, думающие лишь о собственной выгоде. Расходы на научные исследования составляют менее 1 процента ВВП - это еще хуже, чем в Западной Европе с ее жалкими 2 процентами.
Не меньшую проблему, чем конкурентоспособность, представляет собой финансовая стабильность. Недавно Всемирный Банк сообщил, что фрагментированные и популистские правительства не только тормозят реформы, но и 'осложняют фискальную и макроэкономическую стабилизацию'. Разросшийся бюрократический аппарат ведет к хроническому перерасходу бюджетных средств. Пока проблему скрывают обильные налоговые поступления, но совсем скоро ситуация может измениться.
Ни одно из семи посткоммунистических государств вне зоны евро (Словения в нее проскочила и с 1 января евро становится ее национальной валютой), скорее всего, так и не войдут в нее в ближайшие десять лет. Однако страны с небольшой экономикой не могут вести независимую кредитно-денежную политику (лишь в нескольких из них есть механизмы валютного контроля) и уязвимы перед внешним воздействием и спекулятивными атаками.
Недовольство и популизм могут теперь образовать порочный круг, не только ведущий к экономическим неудачам, но и усугубляющий их. Политолог из Софии Иван Крастев считает, что политическая модель, основанная на четких идеологических различиях, партиях с сильными традициями и массовым членством могла быть эффективной в 'старой Европе', но явно не сумела адаптироваться к условиям 'новой Европы'. Разрыв между политическими элитами и населением растет и сложно представить себе способы его преодоления.
С увеличением напряженности на глобальных финансовых рынках необычайная готовность зарубежных вкладчиков к финансированию потребителей и бюрократов посткоммунистической Европы может вмиг исчезнуть. Опасно, что этой уязвимости сопутствует нелюбовь. Западные страны готовы оказывать экономическую и политическую поддержку своим восточным соседям, когда они видят там быстрые и эффективные реформы. Совсем иначе может быть, когда у власти оказываются некомпетентные и задиристые популисты.
____________________________________________________________
Следует встряхнуть Восточную Европу ("Christian Science Monitor", США)
'Больные люди' новой Европы ("The Financial Times", Великобритания)
Восточная Европа: конец стабильности? ("Newsweek", США)