Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Посткоммунистические страны - 'слабое звено' Европы

Пора побеспокоиться о состоянии правительств в государствах Восточной Европы - особенно потому, что Россия ждет за порогом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Некомпетентными, слабыми, робкими правительствами в Европе, увы, никого не удивишь. И посторонние, конечно, не вправе читать лекции на эту тему странам на востоке континента, пережившим после крушения коммунизма столь болезненные перемены и сегодня по темпам роста опережающим все другие регионы Европы. Тем не менее, для дальнейшего успешного развития им необходимы новые реформы, а их реализация во многом зависит от совершенствования механизмов государственного управления

Некомпетентными, слабыми, робкими правительствами в Европе, увы, никого не удивишь. И посторонние, конечно, не вправе читать лекции на эту тему странам на востоке континента, пережившим после крушения коммунизма столь болезненные перемены и сегодня по темпам роста опережающим все другие регионы Европы. Тем не менее, для дальнейшего успешного развития им необходимы новые реформы, а их реализация во многом зависит от совершенствования механизмов государственного управления.

Однако, присмотревшись повнимательнее к ситуации в странах бывшего коммунистического блока, вы, к сожалению, не обнаружите на всем пространстве от Балтики до Адриатического и Черного морей ни одного сплоченного, подлинно реформаторского правительства. Напротив, в Словацком правительстве царят грязные интриги и шовинизм, в польском - эксцентричность и напористая некомпетентность, в Венгрии премьер-министр сознался, что откровенно лгал избирателям, а в Чешской республике правительство вообще никак не могут сформировать. Во многих странах региона на смену коммунистической диктатуре пришли не свобода и верховенство закона, о которых так мечтали их граждане, а коррупция и некомпетентность. Десятки лет тоталитарного режима наложили свой отпечаток на образ мысли и поведение людей, оказавшихся у власти, и устранить это вредное наследие прошлого не удалось.

После вступления в ЕС и НАТО некоторые аспекты общественной жизни новых стран-участниц изменились, но очень многое осталось как прежде - особенно в тех сферах, что контролируются государством. Так, система школьного и высшего образования - один из важнейших инструментов перехода от экономики, основанной на дешевизне рабочей силы, к опоре на интеллектуальные ресурсы, однако в этих странах она по-прежнему управляется государством, отличается догматизмом и посредственным качеством.

Несостоятельность политических структур в регионе влияет не только на экономику. Засилье на Востоке слабых, лживых, нелепых, провинциальных, сварливых, вороватых и коррумпированных политиков может подорвать и без того слабеющую поддержку западноевропейскими избирателями дальнейшего расширения ЕС. А ведь 'европейская перспектива', как называется на бюрократическом жаргоне возможность вступления в ЕС - единственное, что побуждает ослабленные и измученные войной страны бывшей Югославии двигаться по пути к миру и сотрудничеству. В отсутствие такой возможности конфликты разгорятся вновь, приобретая в лучшем случае локальный характер, а в худшем - перерастая в масштабные войны.

Нельзя сказать, что среди политиков и государственных деятелей в посткоммунистических странах совсем не осталось 'тяжеловесов', но они не находятся у власти. Кто-то разъезжает с лекционными турне. Другие получили высокооплачиваемые, но второстепенные должности в Брюсселе. Даже на этих постах они делают много полезного, но было бы еще лучше, если бы деятели такого калибра вернулись домой и занялись расчисткой 'авгиевых конюшен'. Так, бывший председатель комитета Европарламента по международным делам Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrick Ilves) только что был избран президентом родной Эстонии. Другим восточноевропейским политикам стоило бы последовать его примеру.

Впрочем, сменой лидеров дело не ограничивается - весьма полезен был бы и выбор новых образцов для подражания. Осознанно или нет, но центральноевропейские страны во многом ориентируются на австрийскую модель, что приводит к политизации госаппарата и поощряет чересчур близкие отношения между бизнесом и чиновниками. Прибалтийские же государства, напротив, взяли за образец более открытую и прозрачную систему, действующую в странах Северной Европы, например, Финляндии - и добились впечатляющих результатов. Кроме того, сама Западная Европа явно могла бы больше делать для новых стран ЕС. Злонамеренная протекционистская политика по отношению к бывшим коммунистическим государствам подрывает веру в справедливость и беспристрастность правил, действующих в объединенной Европе. Почему капиталы из богатых стран могут свободно перемещаться на всем пространстве единого рынка, а водопроводчикам и дантистам из бедных стран не позволено работать везде, где они пожелают?

Конечно, в этой связи возникает соблазн заметить: перемелется - мука будет. На Востоке формируется средний класс, у людей расширяется кругозор, реформы, пусть и по частям, все же продолжаются, различия между 'старой' и 'новой' Европой постепенно стираются. Последние политические события в посткоммунистических странах, конечно, не вызывают восторга, но может быть это всего лишь 'болезни роста' молодой демократии?

Вероятно, все это так. Но сейчас нам приходится иметь дело с новым фактором - российским. В последнюю неделю мы увидели новые свидетельства того, что эта страна скатывается к 'государственному гангстеризму'. Прямым или косвенным следствием этого стало убийство 7 октября самой известной независимой российской журналистки Анны Политковской.

Растущая мощь России и угроза с ее стороны меняют геополитические 'правила игры' для бывших стран-сателлитов СССР - даже тех, кто уже находится под защитой ЕС и НАТО. В каком-то смысле Россия по-прежнему слаба: ее государственные структуры раздуты и некомпетентны, население сокращается, а экономика чрезвычайно зависит от сырьевых отраслей. Но у нее появляется все больше возможностей творить произвол в регионе, который Кремль называет 'ближним зарубежьем'. Российские нефтегазовые компании уже скупили немалую часть энергетических активов в восточноевропейских странах, и стремятся усилить свое присутствие еще больше. Когда Россия казалась слабой и дружественной страной, это не вызывало большого беспокойства. Сегодня ситуация изменилась. Экономические плацдармы вскоре могут превратиться в политические, что, в сочетании со слабостью власти в восточноевропейских государствах делает их уязвимыми перед лицом российского влияния и интриг. Что же, мы видим начало новой 'холодной войны'? Пока нет. Но никогда еще пассивность и самоуспокоенность Восточной Европы не грозила ей столькими опасностями.

____________________________________________________________

Женщины Восточной Европы ("El Pais", Испания)

'Больные люди' новой Европы: почему восток континента охвачен усталостью от реформ ("The Financial Times", Великобритания)