Великие, добрые и не очень добрые киевляне собрались на прошлой неделе, чтобы встретиться со знаменитым гостем и увидеть плоды неожиданного творческого содружества. Гостем был Стивен Спилберг, а поводом для встречи - премьера документального фильма о Холокосте на Украине 'Назови свое имя' (Spell Your Name). 'Я чувствую себя дома', - сказал режиссер, чьи предки эмигрировали с Украины. Герои фильма - пережившие трагедию и их спасители - чувствовали себя неловко в непривычном для них свете прожекторов.
Самыми высокими из приглашенных гостей были президент Украины Виктор Ющенко, его предшественник Леонид Кучма, а также Виктор Янукович, которого Ющенко разгромил во время 'оранжевой революции' 2004 г., но позже был вынужден назначить премьер-министром Украины. Всеобщее внимание привлекал к себе практичный олигарх (и зять Кучмы) Виктор Пинчук, чьи еврейские предки вовремя уехали из Киева.
Пинчук не только профинансировал создание фильма, но и стал его исполнительным сопродюсером (правда, он говорит, что во всем слушался Спилберга). Циники сочли фильм 'Назови свое имя' частью усилий Пинчука по обелению собственной репутации и обретению друзей в Украине после Кучмы. Может, это и так, но Ющенко и другие пришли также потому, что история второй мировой войны по-прежнему вызывает на Украине массу эмоций.
За несколько дней до премьеры коммунисты устроили на улицах Киева потасовку с членами и сторонниками партизанских групп времен войны, которое сражались и с немцами и с Красной Армией, а сегодня требуют у правительства признания их ветеранами. Но репутация некоторых партизанских групп, так же, как и казаков, которых почитают украинские националисты, запятнана убийствами евреев. С официальным советским антисемитизмом покончено, но неофициальный по-прежнему жив. Восьмидесятилетний Леонид Серебряков, которого мы видим в фильме, говорит, что он все еще слышит о многочисленных антисемитских инцидентах.
Для многих рядовых украинцев трагедия евреев - лишь одна из страниц их драматической истории, в которой не меньшую роль играет устроенный Сталиным в тридцатые годы голод, погубивший миллионы людей. Вызывает бурю эмоций и вопрос о сотрудничестве украинцев с нацистами. Фильм, во многом основанный на интервью, записанных Институтом Фонда Шоа (Shoah Foundation Institute), касается этой темы слегка, уравновешивая ее историями о героизме украинцев. Режиссер предпочитает импрессионистские фрагменты повествования полномасштабному ужасу, перемежая их тем, что Спилберг называет 'визуальной поэтикой' Украины: изображениями тающего льда, пустых вагонов . . .
Частью советского наследия является невежество. В фильме студент интересуется, можно ли отличить еврея по мочке уха. Почти ничего не осталось от еврейской цивилизации, некогда процветавшей в деревнях западной Украины - порой ничего, кроме следа на дверном косяке, оставшегося от мезузы - свитка с фрагментами Торы.
На памятниках жертвам Холокоста, стоящих в местах массовых захоронений, часто написано лишь, что там лежат 'советские граждане'. В киевском овраге Бабий Яр, где похоронены десятки тысяч евреев и не только, воздвигнуто несколько 'конкурирующих' мемориалов. Сюжет фильма 'Назови свое имя' с его намеками и аллюзиями как бы кружится вокруг Яра - чего-то слишком большого, чтобы говорить об этом напрямую.