События последних дней в Кыргызстане начинают вовлекать в свою орбиту не только население страны, но и притягивать пристальное внимание сопредельных стран и стран дальнего зарубежья.
Напомним, что ситуация стала накаляться на прошлой неделе, когда на экстренном заседании Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана), посвященном обсуждению новой Конституции, не удалось добиться кворума.
Потому что 20 депутатов из пропрезидентской фракции отказались участвовать в обсуждении проекта конституции. Вследствие чего 45 оппозиционных депутатов, присутствующих на заседании Жогорку Кенеша, заявили об образовании Учредительного собрания.
Члены Учредительного собрания приняли за основу вариант конституции, предложенный оппозицией. Стоит отметить, что предложенный вариант Конституции был ранее согласован с президентом Кыргызстана Бакиевым.
Но 2 ноября 2006 года глава государства отказался внести предложенный проект на рассмотрение Жогорку Кенеша. Что и стало катализатором активизации оппозиционно настроенных слоев общества. Начало проявляться массовое недовольство в виде массовых митингов протеста. В понедельник Бакиев внес в парламент республики свой вариант конституции, который предусматривает усиление власти президента страны, а не ограничение ее в сторону расширения полномочий парламента Кыргызстана.
Ситуация в самом Бишкеке накаляется изо дня в день. Митингующие постоянно находятся на площади "Ала-Тоо" и скандируют свои лозунги, которые направлены на отставку президента и премьер-министра Республики.
Вместе с тем в самом составе митингующих наблюдается интересная тенденция. Если ранее на площади собирались в большинстве своем приезжие из регионов люди, а горожане, памятуя о погромах, имевших место во время мартовской революции, настороженно относились к митингующим, то уже вчера наблюдался процесс вливания в число митингующих и горожан.
В данном случае большую роль сыграл фактор организованности митингующих. Так, на площади было организовано для них питание, поставлены палатки, юрты и общественные туалеты, а главное - организовано дежурство добровольцев, которые должны следить за соблюдением правопорядка на площади и не допускать провокационных действий со стороны противников митингующих.
Можно выделить следующие основные требования демонстрантов:
- отставка министров, которые, по мнению митингующих, были замешаны в коррупционных делах;
- создание общественного телевидения;
- допуск оппозиционеров на Кыргызскую телерадиокомпанию; проведение обещанной конституционной реформы в сторону создания парламентской республики.
При невыполнении требований митингующие намерены настаивать на отставке президента и премьер-министра Республики.
Динамично развивающаяся ситуация в Бишкеке не способствует стабилизации обстановки в стране.
Осознавая общественно-значимые события и их последствия, президент стянул к киргизскому Белому дому отряды милиции и спецназа.
Вместе с тем грамотно построенная и выверенная практикой тактика ведения переговоров, а также применение методов убеждения и гражданской солидарности граждан республики с солдатами сыграли на пользу митингующим.
Так, по имеющейся информации, на сторону митингующих стали переходить сначала командиры подразделений, а затем и солдаты правоохранительных органов. И посему Белый дом остались охранять бойцы национальной гвардии и спецназовцы. Принимая во внимание соотношение митингующих и охраняющих Белый дом подразделений, можно утверждать, что будь у вышедших на Площадь намерение захватить здание, они бы это сделали в максимально короткий промежуток времени. При этом вероятность сопротивления действиям митингующих со стороны бойцов президентской гвардии остается минимальной.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию в Кыргызстане, которая не является стабильной и прогнозируемой, а также находится под контролем негосударственной стороны, можно с большой долей вероятности предположить, что эта центральноазиатская республика в настоящее время - не только на пороге политического кризиса, но и потенциально способна перейти хрупкий рубеж стабильности и существования общественного строя в рамках правового поля.
Вполне вероятно, что в ближайшее время при дальнейшем нагнетании ситуации Кыргызстан способен поглотить волна народных волнений с участием как граждански активного населения, так и антиобщественных элементов, включая и преступные группировки, способные воспользоваться сложившейся ситуацией в своих интересах. Республика Кыргызстан в очередной раз становится страной, угрожающей стабильности сопредельных с нею стран.