Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Роль России и других стран-членов АТЭС в решении проблем развития мировой энергетики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Глобальная энергетика сегодня - это масштабная интеграция всех без исключения мировых игроков, как потребителей, так и производителей энергоресурсов в единую цепь, звенья которой дополняют и поддерживают друг друга. Недаром тему глобальной энергобезопасности (ГЭБ) Россия поставила во главу угла на саммите 'Группы восьми' в Санкт-Петербурге этим летом

Глобальная энергетика сегодня - это масштабная интеграция всех без исключения мировых игроков, как потребителей, так и производителей энергоресурсов в единую цепь, звенья которой дополняют и поддерживают друг друга. Недаром тему глобальной энергобезопасности (ГЭБ) Россия поставила во главу угла на саммите 'Группы восьми' в Санкт-Петербурге этим летом. Мы пригласили крупнейшие страны мира, в том числе и азиатского региона, для диалога в расширенном формате. Очевидно, что без региональной составляющей укрепление ГЭБ не представляется возможным, так как именно локальные связи, региональные организации, объединения, способны в полной мере связать и укрепить звенья энергетической цепи в единое целое мировой энергетики.

Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, по оценкам экспертов, постепенно перемещается центр тяжести мировой политики и экономики, демонстрирует опережающий характер по сравнению с развитием мировой экономики в целом. Здесь производится две трети глобального ВВП и сосредоточена значительная часть мирового инвестиционного капитала.

Организация 'Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество' (АТЭС) масштабом охвата участников и широким кругом решаемых задач выделяется среди других объединений такого рода. Мы исходим из того, что это перспективное объединение является площадкой не только для смычки координации интересов весьма разнообразных экономик АТР, но и, что особенно важно, для отстаивания и развития в регионе принципов многостороннего взаимодействия в международных делах.

Россия вносит свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона - прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами-участницами АТЭС составляет более 20%. В последнее время в регионе наблюдается высокая динамика интеграционных процессов, которые позитивно влияют на формирование экономик государств-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Активное развитие взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами АТР в области энергетики в соответствии с нашими стратегическими интересами служит делу обеспечения стабильности и устойчивого развития стран АТР, повышению уровня энергетической безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Обладая значительным ресурсным потенциалом, Россия может стать важным источником стабильных поставок углеводородов как для отдельных стран АТР, так и на рынок Азиатско-тихоокеанского региона в целом. Согласно нашей Энергетической стратегии, одним из основных принципов развития рынка природного газа на Востоке России является реализация экспортной политики на базе единого экспортного канала газа, что позволит избежать конкуренции между российскими проектами и обеспечить максимальную эффективность поставок газа в страны АТР как для государства, так и для отдельных недропользователей.

Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР предполагает создание четырех крупных центров газодобычи: в Иркутской области, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия) и на Сахалине. В перспективе указанные центры окажутся связанными Единой системой газоснабжения России, которая будет развиваться на востоке страны.

Говоря о реализуемых проектах в рамках АТЭС, не могу не остановиться на Инициативе в области энергетической безопасности (АРЕС Energy Security Initiative), сформулированной и одобренной в 2001 году на саммите АТЭС в Шанхае. Впоследствии содержание Инициативы несколько раз пересматривалось и расширялось в соответствии с рекомендациями министров энергетики АТЭС и лидеров экономик-участниц. На 6-м совещании в Маниле в 2004 году было признано необходимым включить в сферу действия Инициативы также вопросы готовности к чрезвычайным ситуациям, повышения эффективности энергетического сектора, диверсификации источников энергии и развития инновационных технологий в секторе энергетики, закрепив это в итоговых документах саммита АТЭС в Сантьяго в 2004 году.

В своем нынешнем виде Инициатива представляет собой комплекс кратко- и долгосрочных мер, нацеленных на обеспечение бесперебойного снабжения экономик АТЭС энергоносителями. Так Япония, Австралия, Республика Корея делают акцент прежде всего на развитии сотрудничества в области мониторинга, обработки и обмена данными о мировом производстве и потреблении углеводородов, в области создания стратегических топливных резервов; США, Тайвань - на диверсификации топливного сырья и пропаганде использования сжиженного природного газа; Япония и Республика Корея - на повышении роли ядерной энергетики; Китай, США, Таиланд, Новая Зеландия и др. - на внедрении альтернативных источников энергии и новых энергосберегающих технологий.

Россия со своей стороны неоднократно выражала и выражает готовность вносить вклад в создание новой энергетической конфигурации в АТР, которая бы позволила потребителям энергоресурсов в АТЭС диверсифицировать географию импорта и повысить бесперебойность поставок. Конкретная работа в этом направлении может рассматриваться в контексте реализации ряда проектов на российской территории, в частности, проектов сооружения нефте- и газопроводов из Восточной Сибири до тихоокеанского побережья (с возможными отводами на Китай и Республику Корея), а также завода по сжижению природного газа на Сахалине.

Создание надежной и всеобъемлющей системы энергетической безопасности является одной из стратегических целей мирового сообщества в целом. Отсутствие стабильности на рынках углеводородов представляет реальную угрозу для мировых поставок энергоресурсов. Рост энергопотребления в азиатских странах вызван не только колебаниями цен на рынке, но и множеством других факторов, относящихся к политике и безопасности. Чтобы стабилизировать ситуацию в этой сфере, необходимы скоординированные действия всего мирового сообщества.

Глобализация энергетического сектора неотделима от повышения значимости энергетической безопасности. Стратегия обеспечения энергетической безопасности в АТЭС должна основываться на долгосрочных, надежных и экологически устойчивых поставках энергоресурсов по ценам, приемлемым как для стран-экспортеров, так и для потребителей.

Дополнительно к примирению интересов сторон, участвующих в энергетическом взаимодействии, необходимо определить практические меры, нацеленные на обеспечение устойчивого доступа мировой экономики к традиционным источникам энергии, а также на реализацию программ энергосбережения и на развитие альтернативных источников энергии.

Сбалансированные и справедливые поставки энергоресурсов, несомненно, являются основой энергетической безопасности в настоящее время и на предстоящие годы. В этой связи необходимо сосредоточить усилия на развитии инновационных технологий.

Необходим комплексный подход к увеличению эффективности использования энергии в социально-экономическом развитии. Недостаток энергоресурсов в целых регионах существенно затрудняет экономический рост, а их неустойчивое использование может привести к экологической катастрофе глобального, а не местного масштаба. В последнее время эксперты активно обсуждают пути увеличения использования энергии за счет более интенсивного развития нетрадиционных источников энергии. Необходимо создание такой системы энергетической безопасности, которая отвечала бы интересам всего мирового сообщества.

Продуманная интеграция, опирающаяся на отлажено работающие институты и механизмы, способна достаточно эффективно обеспечивать безопасность и развитие стран, входящих в АТЭС. Членство в этой организации дает России возможности действовать в как многостороннем формате, наращивая сотрудничество в формировании устойчивой равноправной торгово-экономической системы в регионе и решении острейших региональных и общемировых проблем и вызовов, так и содействовать собственному национальному социально-экономическому развитию.

Виктор Христенко - министр промышленности и энергетики Российской Федерации

____________________________________________________________

Россия-АТЭС: совместная работа во имя стабильности ("Quan doi nhan dan", Вьетнам)