На этой неделе авторитарным лидерам Центральной Азии пришлось смириться с необычным поворотом событий. Впервые один из их числа ограничил, а не расширил свои полномочия. Провинившийся - Курманбек Бакиев, президент нищего Кыргызстана. После недельных протестов тысяч людей в столице страны Бишкеке, имевших, в основном, мирный характер, он передал часть своих полномочий парламенту. Взамен ему было гарантировано, что он останется на своем посту до окончания срока своих полномочий в 2010 г. Лидеры соседних стран напряженно наблюдали за этим, опасаясь, как бы этот президент не внушил вздорные идеи их гражданам.
Киргизским парламентариям потребовалось всего две минуты для принятия 8 ноября новой конституции и закрепления своих завоеваний. Несомненно, это стало 'сомнительным мировым рекордом', как иронично отметило государственное телевидение богатого нефтью Казахстана. Его журналист подсчитал, что протесты ежедневно обходились Бишкеку в 130 000 долларов недополученной прибыли, не считая потерь торговцев и не пришедших в страну инвестиций. 'Псевдодемократические свободы могут сделать страну гордой, но оставить ее голодной', - съязвил он.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и американское правительство хвалят Кыргызстан за еще один шаг по укреплению демократии. Иного мнения лидеры стран Средней Азии. Дело не только в том, что они лично заинтересованы в сильном лидере, который обеспечивает преемственность и предсказуемость. Они также опасаются, что волнения в Кыргызстане могут стать импульсом для религиозных экстремистов на юге страны, которые, как считается, более активны, чем признают киргизские власти.
Их усилия по убеждению собственного населения в том, что демократию нельзя импортировать, да и вообще, она вредит бизнесу, далеко не деликатны. Государственная пресса не изображает киргизскую революцию тюльпанов марта 2005 г., приведшую Бакиева к власти, как триумф народных протестов против коррупции и семейного правления. Она напоминает исключительно о грабежах, происходивших два дня в Бишкеке.
Мало или вообще ничего не говорится о причинах ноябрьских демонстраций в Бишкеке. Они были гораздо более масштабны, чем прошлогодние, а их причиной стало то, что Бакиев забыл о своем обещании повысить значение парламента, внеся изменения в конституцию. Его стремление к реформам заметно утихло с тех пор, как в июле прошлого года он был избран на президентский пост, а затем назначил на высокие государственные должности своих пятерых братьев.
Похоже, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев серьезно нервничал в связи с возможной революцией, поэтому 3 ноября, через день после начала демонстраций, он нанес незапланированный визит узбекскому коллеге Исламу Каримову.
В отличие от казахов, узбекам о событиях в Кыргызстане не сообщали. В прошлом году Каримов продемонстрировал, как он будет обращаться с протестующими. Через два месяца после революции тюльпанов правительственные войска расстреляли в городе Андижане от 700 до 1000 демонстрантов.
В Таджикистане бишкекские события не имели большого резонанса. Кровопролитная гражданская война 90-х, продолжавшаяся пять лет, нанесла его народу слишком большую травму для того, чтобы стремиться к политическим переменам. Многие таджики воспринимают Кыргызстан как источник опасности. Президент Эмомали Рахмонов считается гарантом безопасности страны. На прошлой неделе он был переизбран в результате выборов, бывших настолько несвободными и несправедливыми, что в Кыргызстане они бы привели к еще одной революции.