Рада Белорусской Народной Республики кажется до абсурдного незначительной. Через тонкую цепочку преемственности и наследования она представляет белорусское государство, которое было основано в 1918 году и просуществовало всего около года. В настоящее время уже нет других подобных ей организаций, основанных эмигрантами: украинское и польское правительства в изгнании с триумфом свернули свою деятельность после окончания "холодной войны". Ее состав в количестве 80 человек собирается раз в два года. У ее пяти "секретариатов" (министерств) нет ни чиновников для руководства, ни денег налогоплательщиков для расходов. Практически все ее имущество состоит из потертого бланка, бессистемного сайта в интернете, и преданного, хотя и скрытного круга последователей, состоящего как из старых непримиримых эмигрантов, так и активной молодежи из новой диаспоры.
Главное достижение Рады заключается в том, что она пережила все те десятилетия, когда Белоруссия была частью Советского Союза, и что она была достаточно мудра, чтобы держаться подальше от минского постсоветского режима после 1991 года. Она все-таки намеревается прекратить свою деятельность, однако только после того, как в Белоруссии появится демократически избранное и по-настоящему независимое правительство.
Это смелая надежда. Россия отбрасывает длинную, темную тень. Белоруссия сильно зависит от России в плане торговли и инвестиций, энергоресурсов и безопасности. Обе страны провозглашали, по крайней мере до недавних пор, своей целью создание "союзного государства" с единой валютой, паспортами и конституцией.
Демократия находится в еще большей опасности, чем государственность. Президент Белоруссии Александр Лукашенко держит под контролем средства массовой информации, суды, экономику и чиновников. Его оппоненты часто оказываются в тюрьме, а иногда вообще исчезают. Профессор Александр Козулин, бывший его соперником на сфальсифицированных президентских выборах, состоявшихся в марте этого года, был арестован, помещен в тюрьму, и теперь проводит голодовку. Из тюремной камеры он обратился к Белорусской Национальной Раде за помощью.
На заседании, состоявшемся в прошлом году в Вашингтоне, Рада установила дружественные связи с лидерами зачастую склочной белорусской оппозиции. Они надеются, что Россия и Белоруссия разойдутся. Это может случиться.
Россия в прошлом помогала г-ну Лукашенко дешевым газом, лестью и крепкой дипломатической защитой от западной критики. В ответ Белоруссия под руководством г-на Лукашенко продавала российское оружие сомнительным покупателям и была практически единственным примером редкого вида - счастливого и благодарного союзника России.
Однако сейчас дружба тает. Планы объединения двух стран в "союзное государство" остаются в подвешенном состоянии, в чем каждая из сторон обвиняет другую. Россия хочет поднять цены на продаваемый Белоруссии газ в четыре раза, она также хочет компенсировать прибыли, которые Белоруссия получает, перерабатывая дешевую российскую сырую нефть и затем продавая ее. Это давление является частью российской тактики, направленной на получение контроля над энергетической отраслью Белоруссии. Однако это также и удар несдержанному г-ну Лукашенко за его неблагоразумную критику своего кремлевского коллеги, г-на Путина.
Депутат белорусского парламента Николай Чергинец обвинил Россию в ведении против Белоруссии "экономической войны", и сказал России, что она подвергает риску свои военные базы в этой стране. К таковым относятся, главным образом, имеющие большое значение военно-морская радиостанция и радиолокационная станция противоракетной обороны. На недавней конференции в Праге, посвященной вопросам энергетики, белорусский дипломат произнес примечательную речь, в которой он осуждал Россию за ненадежность и жадность в ее энергетической политике. Г-н Лукашенко говорит, что он может ввести таможенные барьеры на пути российских товаров.
Если Россия и Белоруссия действительно поссорятся, то в будущем будет иметься множество интересных возможностей. Кремль может свергнуть г-на Лукашенко и попробовать включить Белоруссию в состав России. Это даст Белорусской Национальной Раде новый, хотя, возможно, и нежеланный, срок жизни как единственному представителю независимой Белоруссии.
Более хитрый вариант: г-н Лукашенко, бывший до сих пор полной парией, может попытаться начать заигрывать с Западом. Он уже делает острожные пробные шаги, заявляя, что Белоруссия "строит новую внешнюю политику". При такой возможности Западу может быть трудно придти к согласию о том, что с ним сделать: оттолкнуть его или сблизиться с ним.
Чтобы ни произошло, ветераны находящейся в изгнании Рады рискуют оказаться разочарованными. Однако в любом случае скучать им не придется.