Мир в 2007 году
Бывший российский нефтяной магнат Михаил Ходорковский, ныне отбывающий девятилетний срок в тюрьме по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, видит приход нового мирового порядка.
По всей видимости, 2007 год станет поистине судьбоносным в новейшей истории человечества. Это будет год, ускоривший формирование нового мирового порядка. По крайней мере, в мире не только станет общепризнанной необходимость его формирования, но уже и обозначатся его основные черты. Этот новый миропорядок будет в корне отличаться от того мира с Соединенными Штатами в центре, в котором мы живем в течение двух последних десятилетий; при этом он не будет сильно напоминать и 'ялтинский мир' 1945-1990 годов.
Китай наконец четко заявит претензию на роль и статус глобальной сверхдержавы, военного и экономического протектора Восточного полушария. Одним из признаков трансформации Китая станет его ответ на последние запуски северокорейских ракет: уже сегодня Китай не делает секрета из того, что ключ к решению северокорейской ядерной проблемы лежит в Пекине, и нигде больше. Всему остальному миру придется принять условия, на которых Китай захочет решить этот вопрос, тем самым признав Китай не только региональной, но и мировой сверхдержавой.
Новый мировой порядок - это не только глобальный статус Китая. Это еще и формирование нового 'движения неприсоединения', в качестве центров которого уже обозначаются Дели, Тегеран и некоторые латиноамериканские столицы. Это движение будет аморфным и разобщенным, но самим фактом своего существования оно уже будет доказывать, что мир не может больше ни оставаться однополярным, ни стать, по ялтинской модели, биполярным. Возможный удар Америки по Ирану только ускорит образование этого нового порядка, поскольку тем самым Китай будет вынужден раньше заявить о своих стратегических амбициях; при этом во всем мире ускорится строительство все новых и новых центров антиамериканских настроений.
Китай заявит о себе не только как о политической и военной силе, но также и как об экономической сверхдержаве: первой самопроверкой на прочность для него станет манипуляция всем остальным миром с позиций как 'мастерской мира', то есть крупнейшего производителя всевозможных промышленных товаров, так и крупнейшего держателя мировой резервной валюты - доллара. С экономической точки зрения Соединенные Штаты, Западная Европа и Россия вскоре окажутся заложниками Народной Республики.
Формирование нового миропорядка также будет означать, что процесс глобализации в его нынешнем виде затормозится. С одной стороны, глобализация дала миру огромный технологический прогресс; с другой, она же привела к крупномасштабным нарушениям прав личности и общества, от отдельных государств до целых цивилизаций. Наступление всеобщего единообразия, не принимающего во внимание огромной разницы между людьми, их основными потребностями и каналами, посредством которых они общаются с внешним миром, вызвало к жизни направленный против глобализации бунт, сам по себе являющийся движущей силой формирования нового миропорядка.
В особенно сложной ситуации оказывается Россия. Строительство индустриальной экономики она практически забросила, а до постиндустриальной так и не дошла. Россия отошла от многого, что исторически определяло ее уникальность, однако не вполне вписалась и в американоцентричный мир. Со стороны Китая, заинтересованного в столь богатой природными ресурсами и столь малонаселенной территории, как Сибирь, в России чувствуется заметное давление. Быстрая китаизация азиатской части России уже идет полным ходом и представляет собой главную стратегическую угрозу безопасности страны. Уже сегодня товарообмен и человеческие контакты между регионами к востоку от озера Байкал и странами Азии, особенно Китаем, сравнимы по интенсивностью со связями этих регионов с Москвой, а то и превосходят их. Китаизацию здесь считают неизбежной.
Топливо - пища для размышлений
Основным фактором нового мирового порядка будет энергетическая политика. Поскольку новая 'общепризнанно справедливая' цена нефти составляет 40-60 долларов за баррель, у участников рынка появляется стимул инвестировать в альтернативные виды топлива, эксплуатация которых находится 'на грани рентабельности'. Примеры таких технологий - газожидкостная конверсия, с помощью которой в пределы экономической эффективности попадают небольшие газовые и газоконденсатные месторождения, находящиеся вдали от потребителя; технологии производства моторных топлив из угля и его подземной газификации, выдающие новую путевку в жизнь многим угледобывающим регионам; кроме того, в частности, на американском континенте, заслуживают самого серьезного внимания огромные запасы геотермальных ресурсов.
Однако, даже если по всем этим направлениям, а также по повышению энергоэффективности в промышленности и в быту, начнется какая-либо работа, даже если получит развитие использование местных источников альтернативного топлива, нельзя забывать о том, что в развивающихся странах продолжится экономический рост. Это значит, что в кратко- и среднесрочной перспективе никакого снижения цен на энергоносители не будет. Предстоящий год покажет, какую стратегию выхода из надвигающегося энергетического кризиса изберут развитые страны:
1. Повторную индустриализацию за счет 'нового фактора конкуренции' - преимущества в энергоэффективности перед промышленностью Китая и других развивающихся стран.
2. Новые колониальные войны - на этот раз за природные ресурсы.
3. Новые цели: отход от модели, предусматривающей повышение потребления материальных благ в сторону улучшения качества жизни и повышения доли интеллектуальной составляющей в потребительской корзине.
Со стратегической точки зрения, перспективу на будущее обещает лишь третий путь. Человек по натуре чрезвычайно консервативен, и понятно, что в мире существует сильное желание отложить принятие столь радикального решения. Однако сделать это уже не удастся. Решение придется принять в 2007 году. Осознаем мы это или нет, именно в предстоящем году будет четко обозначено направления развития на следующее десятилетие и дальше.