Итак, мы получили официальное подтверждение. На прошлой неделе Александр Лукашенко, авторитарный президент Беларуси, признал, что результаты президентских выборов в его стране в марте этого года были подтасованы - однако в сторону уменьшения. Подлинный результат (он получил 93% голосов), пояснил г-н Лукашенко, Евросоюз счел бы невероятным, поэтому его сократили на несколько пунктов.
Заявления администрации г-на Лукашенко в отношении ЕС неожиданно приобрели позитивную тональность. Кроме того, на прошлой неделе президент озвучил мысль о союзе с Украиной, которую раньше он расценивал как опасный 'инкубатор революции'. Теперь, несколько смирив гордыню, он предложил, чтобы Беларусь и Украина координировали свою политику в отношении транзита российского газа. Это показывает, в чем состоят его подлинные мотивы: белорусского лидера тревожит угроза четырехкратного повышения цен на российский газ. До сих пор страна получала его по заниженным ценам, что было равносильно субсидированию ее экономики и поддержке режима г-на Лукашенко.
На этой неделе г-н Лукашенко выступал в роли хозяина проводившегося в Минске саммита Содружества независимых государств - форума бывших советских республик (за исключением 'балтийской тройки'), который многие сегодня втайне считают анахронизмом. Эта встреча совпала по времени с саммитом НАТО, проходившим в соседней Латвии. Кроме того - и в этом г-ну Лукашенко, похоже, повезло - она состоялась в довольно трудный момент для российского президента Владимира Путина.
Создание союза между двумя государствами - теоретически оно остается на повестке дня - представляется сегодня делом весьма отдаленного будущего. Однако по газу Москва и Минск достигли кое-каких результатов. Беларусь будет платить за него меньше, чем она опасалась, но в обмен ей придется частично уступить России контроль над своей трубопроводной системой - условия сделки еще предстоит окончательно согласовать.
Кроме того, наблюдается некоторое сближение между Россией и Молдовой: 'карательный' запрет на экспорт молдавского вина и мяса в Россию отменяется. Молдова, объяснил представитель пресс-службы Кремля Дмитрий Песков, проявила более 'конструктивный подход', чем Грузия, чье вино и минеральная вода также запрещены к ввозу в Россию. Первоначально российский президент рассчитывал 'заехать' в Ригу, чтобы поприсутствовать на натовском саммите и отметить день рождения своего французского коллеги и друга Жака Ширака, но из этого плана ничего не вышло.
Вполне понятно, почему г-н Путин так стремится укрепить слабеющие связи России со странами 'ближнего зарубежья' и немногими оставшимися союзниками на Западе. Конкретные последствия кончины в Лондоне Александра Литвиненко - бывшего агента КГБ, который, судя по всему, был отравлен полонием - возможно, и оказались невелики (хотя следы радиации были обнаружены в самолетах, курсировавших между Москвой и Лондоном еще до смерти г-на Литвиненко). Однако 'дипломатические осадки', вызванные этим событием, необычайно токсичны.
'Теории заговора' распространяемые в Москве в связи с 'делом Литвиненко' достигли таких глубин диалектики, что становятся недоступны для понимания посторонних. То ли его убил г-н Путин, то ли те, кто хотел его дискредитировать; цель состояла то ли в том, чтобы укрепить позиции одного из его преемников на посту президента, то ли в том, чтобы вынудить Путина остаться у власти. Полоний использовался либо в качестве намеренного предостережения другим, либо просто по ошибке. Кто-то утверждает, что г-на Литвиненко ликвидировали те же силы, что стоят за убийством журналистки Анны Политковской в октябре; другие считают, что ее гибель дала кому-то возможность свести другие счеты. Сторонники г-на Путина указывают пальцем на Бориса Березовского - беглого российского олигарха, живущего в Лондоне (он оказывал покровительство г-ну Литвиненко). Какова, по их мнению, его цель? Опорочить г-на Путина и в конечном итоге отстранить его клику от власти.
Россияне согласились сотрудничать с британскими властями в расследовании этого дела. Но кто бы ни был реальным виновником, западные СМИ вовсю чернят г-на Путина. Уже на этой неделе стало известно, что на следующий день после смерти г-на Литвиненко в Дублине тяжело заболел бывший премьер Егор Гайдар (сейчас он, судя по всему, идет на поправку). Хотя г-н Гайдар критикует некоторые шаги Кремля, покушение на него со стороны российский властей представляется крайне маловероятным. Тем не менее, постигшая его беда лишь усилит возникшее у многих к западу от Минска впечатление, что ситуация в России выглядит все мрачнее.
_______________________________________________________
СНГ: 'распадающаяся семья' блуждает в тумане ("The Financial Times", Великобритания)