Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия вызывает не только страх, но и жалость

Россия вызывает не только страх, но и жалость picture
Россия вызывает не только страх, но и жалость picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Кремле сегодня правит весьма раздражительный офицер КГБ. Он преследует инакомыслящих в стране и - если верить утверждениям, что именно он приказал отравить радиоактивным веществом Александра Литвиненко, бывшего российского агента, скончавшегося на прошлой неделе в Лондоне - за рубежом. На международной арене он ставит Америке палки в колеса, продает оружие ее врагам, дружит с ее соперниками

О начале новой 'холодной войны' речь не идет - но ситуация в России должна вызывать беспокойство у Запада

В Кремле сегодня правит весьма раздражительный офицер КГБ. Он преследует инакомыслящих в стране и - если верить утверждениям, что именно он приказал отравить радиоактивным веществом Александра Литвиненко, бывшего российского агента, скончавшегося на прошлой неделе в Лондоне - за рубежом. На международной арене он ставит Америке палки в колеса, продает оружие ее врагам, дружит с ее соперниками.

На прошлой неделе он незримо присутствовал на саммите НАТО, где 'российский вопрос' вызывал почти такую же озабоченность, как во времена СССР. Он использует гигантские запасы энергоносителей для запугивания соседей. Многие западные эксперты уже делают вывод: готовьтесь к новой 'холодной войне' с усилившейся путинской Россией. Отчасти эти апокалиптические прогнозы справедливы - сегодняшняя Россия действительно опасна. Однако говорить о новой 'холодной войне' - явное преувеличение. Опасность грозит прежде всего самим россиянам. Впрочем, у Запада тот факт, что Россия по-прежнему слаба, должен вызывать не меньше тревоги, чем разговоры о ее новообретенном могуществе.

По сравнению с концом 1990-х, когда страной управлял пьяница, а национальная валюта рухнула, Россия при г-не Путине действительно стала сильнее - но лишь относительно. Хотя ее экономика оправилась от кризиса, а дипломатия действует решительнее, перед Россией по-прежнему стоит масса серьезнейших проблем, каждую из которых в большинстве богатых стран сочли бы национальным бедствием. Из-за пьянства и некачественной медицины страна оказалась на пороге демографической катастрофы: численность населения быстро сокращается - и это при том, что последствия нарастающей эпидемии СПИДа еще не проявились в полной мере.

Экономический рост, при всей своей динамичности, крайне неустойчив, поскольку в его основе лежат высокие цены на энергоносители (а это временное явление), и увеличение добычи, которое, возможно, не удастся поддерживать долго. Социальное неравенство достигло угрожающего уровня. Всепроникающая коррупция препятствует развитию бизнеса и облегчает условия для террористов. В борьбе с сепаратистским мятежом в Чечне Кремль опирается на местного диктатора-бандита, чьи люди терроризируют и убивают его оппонентов не только в регионе, но и в Москве. На Северном Кавказе создалась взрывоопасная ситуация; армию разъедает мздоимство.

Россия, несомненно в состоянии угрожать (и угрожает) соседям, например, Грузии и Украине - многие российские политики рассматривают эти страны как 'отбившиеся от рук' колонии Москвы. Однако опасность, которую она представляет для остального мира, явно преувеличивается. В отличие от периода 'холодной войны' нынешняя Россия не ведет ни идеологического наступления, ни 'косвенных войн' против Америки. Намекая на прекращение поставок газа в Европу, Москва просто блефует. На деле Россия представляет угрозу для Запада в основном как рассадник целого 'букета' инфекционных болезней и исламского экстремизма.

Что будет после Путина?

В то же время, опасности, грозящие самим россиянам, вполне реальны и весьма серьезны. Управление государством осуществляется в основном в интересах правящей клики. Кто бы ни убил г-на Литвиненко, бесспорно одно - критикам г-на Путина зачастую приходится непросто, а порой их ждет безвременная кончина. Многие другие россияне, которых власти не преследуют намеренно, страдают от последствий путинской политики: простых людей изводит коррумпированная полиция, а на Кавказе - похищают местные вооруженные группировки, собственность бизнесменов отнимают поддерживаемые государством рэкетиры, юных призывников офицеры используют в качестве бесплатной рабочей силы.

Нельзя отрицать, что при г-не Путине жизнь многих россиян изменилась к лучшему, а сам он пользуется подлинной популярностью. Однако мы не знаем, насколько велика была бы эта популярность, если бы Кремль, контролирующий телевидение, не распространял традиционный миф о добром царе (которому приписывают все достижения) и злых боярах (на которых сваливают все недостатки). Парламент и суды в стране по сути 'кастрированы'.

На все эти бесчинства Запад не должен смотреть равнодушно. Ведь самая серьезная опасность заключается в том, что слабость и нестабильность России могут когда-нибудь обернуться приходом к власти режима, куда более жестокого, чем путинский, который к тому же унаследует силовые инструменты государства - трубопроводы и ядерное оружие.

Уже сегодня нетрудно представить себе, какое правительство может возглавить страну в случае экономического спада или политического кризиса. В России - при попустительстве, а то и поддержке Кремля - нарастает национализм, о чем свидетельствуют несколько убийств на этнической почве: это еще один признак тяжелой болезни, одолевающей российское общество - несмотря на обилие неоновых огней и иномарок, которое так впечатляет иностранцев в Москве. Контроль Кремля над страной в основном основан на личности самого Путина - а он должен покинуть свой пост в 2008 г. Одна из популярных в Москве версий гибели Литвиненко состоит в том, что она стала результатом подковерной фракционной борьбы, обострившейся накануне ухода г-на Путина.

Задача других стран - постараться не допустить, чтобы сочетание силы и слабости, характерное для нынешней России, привело к власти режим, еще более пугающий, чем путинский. В то же время им следует быть готовыми критиковать проступки нынешних властей. Осуществить это будет нелегко. Непредсказуемый предшественник г-на Путина - Борис Ельцин - умело парировал скептические замечания международного сообщества, изображая себя в качестве заслона, сдерживающего натиск коммунистов. Г-н Путин тоже рассчитывает на реакцию по принципу 'из двух зол следует выбирать наименьшее'. Однако, как и большинство россиян, он чутко воспринимает критику со стороны Запада, и последний, воздерживаясь от хлестких заявлений о новой 'холодной войне', не должен чураться откровенного разговора с Кремлем.

__________________________________________________________

Не надо бояться нового царя ("Die Welt", Германия)

Бойтесь России! ("Financial Times Deutschland", Германия)

Государство ненависти ("Newsweek", США)