Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавних пор коренные лондонцы смотрели на российских эмигрантов, живущих здесь на широкую ногу, с ироничным любопытством. Богачи и 'налоговые беженцы', поселившиеся в центре, подстегнули рост цен на недвижимость, выписали дорогих футболистов с их разодетыми в меха женами и дали богатый материал репортерам светской хроники. А потом был отравлен Александр Литвиненко

Что отравленный российский агент говорит нам о том, как управляется Россия

До недавних пор коренные лондонцы смотрели на российских эмигрантов, живущих здесь на широкую ногу, с ироничным любопытством. Богачи и 'налоговые беженцы', поселившиеся в центре, подстегнули рост цен на недвижимость, выписали дорогих футболистов с их разодетыми в меха женами и дали богатый материал репортерам светской хроники. А потом был отравлен Александр Литвиненко.

При жизни Литвиненко никогда не имел такого значения, как после смерти. На самом деле, он не был шпионом, как его называют, а работал в ФСБ, являющейся одной из постсоветских наследниц КГБ. Его прозвали перебежчиком, но немногие серьезно воспринимали информацию, с которой он прибыл в Британию, бежав из России. Он всегда был пешкой в игре других людей, но становился все менее полезен даже в качестве пешки.

Литвиненко почувствовал недомогание 1 ноября, находясь в Лондоне. После его мучительной смерти 23 ноября в больничной палате, охраняемой полицией, было установлено, что убивший его яд - это радиоактивный полоний. К тому времени, как на прошлой неделе он был похоронен в герметичном гробу на Хайгейтском кладбище, лондонцы поняли, что диссиденты и плейбои, изверженные постсоветской Россией, привезли с собой интриги, темное прошлое и жесткие 'разборки'. И стало ясно, что остальной мир больше не может отстраненно наблюдать за жестокими российскими междоусобицами, считая их проблемой одних лишь россиян.

1 ноября Литвиненко встречался в суси-баре на Пикадилли с Марио Скарамеллой (Mario Scaramella), итальянским любителем сенсационных разоблачений, расследовавшим деятельность КГБ в Италии. Но теперь кажется, что роковой для него стала встреча как минимум с двумя россиянами, бывшими сотрудниками КГБ, в шикарном мэйфэрском отеле. Признаки радиации были обнаружены у некоторых сотрудников отеля. Так же, как в нескольких заведениях, которые посещали гости из России, на самолетах, которыми они летали из России в Лондон и обратно, а также в британском посольстве в Москве, где россияне давали показания.

На этой неделе немецкая полиция обнаружила, что Дмитрий Ковтун, один из участников встречи в гостинице, видимо, распространял радиацию в местах, посещенных им в Гамбурге накануне встречи с Литвиненко. Он и его компаньон Андрей Луговой несколько раз встречавшийся по разным поводам с Литвиненко в октябре, а также 1 ноября, когда тот заболел, был допрошен британскими детективами из Скотланд-Ярда, которые на прошлой неделе прибыли в Москву в рамках следственных мероприятий. Точнее, они были допрошены российскими следователями в присутствии британских полицейских. Следователи немецкой прокуратуры также хотят поговорить с Ковтуном. Он и Луговой настаивают на своей невиновности.

Возможно, полиция вскоре найдет исполнителей убийства. Но при этом его мотивы могут остаться нераскрытыми. Это произошло в Лондоне, но с большой долей уверенности можно сказать, что гибель Литвиненко была российским преступлением, а в России самые драматичные и громкие преступления - взять хотя бы захват заложников в школе Беслана в 2004 г. - часто остаются нераскрытыми. Они используются в пропагандистских целях, но никогда не получают достаточного объяснения.

В случае Беслана президент России Владимир Путин немедленно возложил вину за зверское преступление на внешние силы, стремящиеся ослабить страну. Однако элементарные вопросы о том, что произошло в школе, остаются без ответа. По делу Литвиненко фигурирует ряд сомнительных персонажей из разных стран, среди которых могут быть соучастники, объекты неудавшегося покушения и подставные лица. Помимо разнообразных версий, преступление вызвало к жизни целый рой теорий заговоров, некоторые из которых представляют собой клеветнические измышления и преднамеренную дезинформацию.

С самого начала многие в Лондоне - в том числе, и сам Литвиненко, судя по заявлению, которое, как предполагается, он сделал на смертном одре - решили, что его убил Кремль, использовав ФСБ или какую-то другую российскую спецслужбу (такие службы, носящие разные названия, охотились в Лондоне на российских диссидентов еще до большевистской революции). В России Кремль и не только он с возмущением приписывают это предположение анахроничным представлениям эпохи 'холодной войны'. Но то, что люди сразу пришли к такому выводу, много говорит об образе, созданном за семь лет своеобразного президентства Путина.

Но это мнение не так уж нелепо. В ФСБ многие осуждали Литвиненко: ходят слухи, что некоторые использовали его портрет в качестве мишени на стрельбах. До и после того, как Литвиненко покинул Россию, он обвинял в чудовищных преступлениях своих бывших коллег и Путина, бывшего главу ведомства. Его главное обвинение (и не только его) заключалось в том, что ФСБ стояла за серией загадочных взрывов российских жилых домов в 1999 г., в результате которых погибло около 300 человек, и вина за которые была возложена на чеченских террористов. Взрывы стали одним из поводов к началу новой чеченской войны, которая, в свою очередь, способствовала тому, что в 2000 г. Путин был избран на пост президента.

Для многих критиков Путина взрывы домов - это первородный грех его президентства, крайнее воплощение метода, включающего в себя безжалостную концентрацию власти и превосходство силы над законом. Разумеется, это обвинение отвергается, но невозможно отрицать, что несколько журналистов, парламентариев и милиционеров, расследовавших взрывы, или погибли при невыясненных обстоятельствах или отправились за решетку.

Некоторые считают смерть Литвиненко звеном в цепи недавних убийств, к которой относится и заказное убийство журналистки Анны Политковской, бесстрашно расследовавшей продолжающееся нарушение прав человека в Чечне, о чем многие сегодня уже забыли. Поначалу Путин проигнорировал ее убийство, а затем заявил о незначительности ее работы. Другие прослеживают связь с отравлением Виктора Ющенко во время президентской кампании (против кандидата, пользовавшегося поддержкой Кремля) на Украине в 2004 г. Это дело также остается нераскрытым - поскольку, как шепчутся в Киеве, разъяснение его обстоятельств было бы дипломатически неуместным.

Есть и побочная версия - что Литвиненко был убит не по прямому указанию Путина, а в результате мести бывших или действующих агентов спецслужб. Одним из бросающихся в глаза противоречий путинских лет является то, что экономическому росту и распространению богатства сопутствуют растущее беззаконие и ненасытная коррупция. Говорят, что по всей России ФСБ крутит разнообразные аферы, сочетая патриотизм с мздоимством непостижимым для непосвященных образом.

Сегодняшняя Россия - не Советский Союз; а ФСБ - не КГБ, несмотря на то кадры остались прежними. Но при Путине 'силовики' вновь получили свободу действий, невообразимую ранее для многих россиян.

Основное объяснение гибели Литвиненко, предложенное Кремлем, заключается в том, что она, как и убийство Политковской, была делом рук враждебных сил, стремящихся дискредитировать Путина. Эта версия вызывает в памяти годы не 'холодной войны', а анархического президентства предшественника Владимира Путина Бориса Ельцина. В частности, в ней фигурирует Борис Березовский, один из так называемых олигархов, сколотивших огромные состояния на безумной приватизации девяностых. Он помог Путину прийти к власти, но затем поссорился с ним и бежал в Лондон. Отказ Британии выдать его (а также чеченского сепаратиста Ахмеда Закаева, с которым побратался Литвиненко) возмутил россиян и способствовал резкому ухудшению британо-российских отношений.

Литвиненко утверждал, что ему, как офицеру ФСБ, было поручено убить Березовского (который после бегства в Британию оказывал ему финансовую поддержку). Любопытно, что когда-то на Березовского работал и Луговой - это одно из множества странных совпадений и переплетений, фигурирующих в этом деле. То, что он или кто-то еще из богатых лондонских россиян, получивших убежище в Лондоне, мог рискнуть своим правом убежища ради такого рискованного макиавеллистского плана, кажется невероятным. Но этой версии придало убедительности странное недомогание бывшего премьер-министра России Егора Гайдара, который считает, что он сам был отравлен в Ирландии в день смерти Литвиненко.

Теперь выздоравливающий Гайдар, который порой критикует (но дружелюбно) Путина, считает, что его болезнь была частью отвлекающего маневра, направленного на дискредитацию Кремля.

Разумеется, есть и другие теории. В некоторых из них фигурирует нефтяная компания ЮКОС, расчленение которой государством, начатое в 2003 г., было одним из самых ярких проявлений беззакония Кремля. Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский остался в России (в то время, как Березовский бежал) и теперь находится в сибирской колонии. По слухам, Литвиненко сообщал некоторым бывшим руководителям ЮКОСа, остающимся на свободе, информацию о заговорах, которые готовились против них. Есть теория, согласно которой Литвиненко отравился сам, предлагая полоний потенциальным покупателям в Лондоне или (как говорят некоторые в Москве) помогая чеченским террористам создать 'грязную бомбу'. Или же перешел дорогу российским гангстерам.

В России обсуждается еще одна теория - о том, что неожиданная серия загадочных убийств - жертвами которых пали не только Литвиненко и Политковская - является частью борьбы за власть в Кремле в преддверии предполагаемого ухода Путина с президентского поста в 2008 г. Ее цель, по мнению некоторых, - подорвать позиции того или иного возможного преемника или каким-то образом вынудить Путина остаться у власти, чего отчаянно желают многие из тех, кто разбогател в годы его президентства. Утверждается, что выборы 2008 г. все равно выиграет тот, кого Путин назначит своим преемником, а реальная борьба разворачивается сейчас, между кремлевскими фракциями. Согласно этой версии, убийство Литвиненко - это симптом основного недостатка квазиавторитарной системы правления Путина: передача власти в соответствии с конституцией становится запутанным и опасным делом.

Ключом к раскрытию убийства должен быть сам труднодоступный полоний и радиоактивный след. Но и здесь звучат разные версии. Одна из них заключается в том, что предпочтение радиоактивного яда жестокому уличному ограблению или, скажем, ДТП было продиктовано желанием сделать убийство сенсационным. В соответствии с этой версией, оно должно было продемонстрировать возможности убийц и напугать лондонских друзей Литвиненко и, возможно, коварных британцев, давших ему убежище. Или, как гласит другая версия, нанести непоправимый урон репутации Путина и отношениям России с Западом.

Не исключено также, что выбравшие радиоактивное вещество орудием убийства думали, что радиационный след не будет обнаружен, а полиция будет сбита с толку - что могло бы случиться, если бы это произошло в России. Кажется вероятным, что непосредственные исполнители убийства не осознавали характера своего оружия. Это объясняет многочисленные следы радиации и заражение лиц, не имеющих отношения к делу.

В октябре Путин, общаясь в царской манере со своим народом, сделал замечание, на которое немногие обратили внимание, но которое многое объясняет. Его иносказательно спросили о безвкусной шутке, которую он позволил себе по поводу дела президента Израиля Моше Кацава, обвиняемого в изнасиловании. Путин заявил, что неправильно использовать вопрос о правах женщин в качестве инструмента в политических распрях. Иными словами, он предположил, что за обвинениями стояли скрытые мотивы - как было бы в России. Это указывает на проблему, которая ведет ко все большему ухудшению отношений России с Западом: глубокую убежденность россиян в том, что в остальном мире действуют те же принципы, что в России, и что политика и дипломатия везде так же циничны и своекорыстны.

Скандал вокруг Березовского - еще один пример подобного мышления. Некоторые россияне просто отказываются верить в то, что в Британии решения по делам об экстрадиции принимают суды, а не правительство. А некоторые лица в Кремле были возмущены тем, что предсмертные обвинения Литвиненко попали в эфир, несмотря на полицейскую охрану: они, по-видимому, решили, что защита означает арест.

Теперь у россиян есть возможность исправить репутацию, убедить мир в том, что их ядерные объекты находятся под контролем (это постоянная головная боль Запада после распада Советского Союза) и доказать, что закон в России - нечто большее, чем политический инструмент. Негативное отношение России к тому, что иностранные детективы задают вопросы нынешним и бывшим шпионам объяснимо: так было бы в любой стране. Но россияне могли бы без ущерба для национальной безопасности предложить полное сотрудничество британским следователям. Именно к этому призвала их на этой неделе государственный секретарь США Кондолиза Райс.

Как британцы, так и россияне стараются выдерживать умиротворяющий тон. Однако сотрудничество было с самого начала обставлено жесткими условиями. Скотланд-Ярду было разрешено проводить допрос только через российских официальных лиц, и он вряд ли получит доступ к кому-то из действующих сотрудников ФСБ. Между тем, россияне начали собственное расследование гибели Литвиненко и того, что они считают отравлением Ковтуна, желая провести допросы в Лондоне. Теоретически оно могло бы помочь британскому следствию или же привести к еще большему запутыванию дела и использоваться для выдвижения старых претензий.

Было бы несправедливо сделать на основании всего этого вывод о виновности Кремля. Но очевидно, что надежды, которыми тешил себя Запад, когда Путин впервые был избран президентом - на то, что он всерьез говорит о демократии, и что при его правлении Россия наконец-то станет 'нормальной' страной - не оправдались. Знаков этого было множество - от варварства на Северном Кавказе до преследования западных нефтяных компаний и внешней политики, вмешивающейся в дела других стран. Но, вероятно, ничто не подчеркнуло с такой выразительностью мрачность и жестокость жизни в России, как загадочная гибель незначительного человека.

___________________________________________

Путина пытаются подставить? ("Townhall.com", США)

Что мы о себе возомнили? ("The Observer", Великобритания)