Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Динамичный дуэт: прибалтийский экономический бум

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже в Восточной Азии темпы роста, приводящие к повышению жизненного уровня на 100% каждые шесть лет, сочли бы головокружительными. А для Европы такая динамика - нечто неслыханное. Однако в двух прибалтийских странах - Эстонии и Латвии - рост составляет, соответственно, 11,6 и 10,9%. Такие темпы стали для всех полной неожиданностью

Даже в Восточной Азии темпы роста, приводящие к повышению жизненного уровня на 100% каждые шесть лет, сочли бы головокружительными. А для Европы такая динамика - нечто неслыханное. Однако в двух прибалтийских странах - Эстонии и Латвии - рост составляет, соответственно, 11,6 и 10,9%. Такие темпы стали для всех полной неожиданностью. Из 13 прогнозов по Эстонии, изученных в прошлом году Европейским банком реконструкции и развития, самый оптимистичный оценивал ее будущий рост в 6,4%; даже сам эстонский Центробанк полагает, что в долгосрочной перспективе его уровень составит лишь 7-8%.

Высокие темпы роста в этих двух странах обеспечило весьма редкое сочетание удачи и разумной экономической политики. Оба государства отличают политическая стабильность, благоприятные условия для бизнеса, дешевизна рабочей силы и близость к емким рынкам сбыта богатых стран. В них установлена единая ставка налогов, уровень коррупции в госаппарате невысок, бюджеты сбалансированы, а национальные валюты стабильны и привязаны к евро. Все это привлекает иностранный капитал: по объему зарубежных инвестиций на душу населения Эстония занимает первое место в Европе.

В обеих странах растет уровень потребления и рынок кредита. В Эстонии объем потребительского кредита за этот год должен увеличиться на 33%, в Латвии по сравнению с октябрем прошлого года объем ипотечного кредитования вырос на 90%, а заимствования по кредитным картам - вдвое. Это стало результатом формирования финансового сектора западного типа и внедрения форм кредитования, пока еще неразвитых в большинстве стран Восточной Европы. 'Одна из главных причин нашего успеха связана с деятельностью иностранных банков', - отмечает глава Центробанка Эстонии Андрес Липсток (Andres Lipstok).

Насколько устойчива эта позитивная тенденция? По многим признакам, на рынке недвижимости надувается 'мыльный пузырь', и власти хотят, чтобы банки ужесточили условия кредитования. Однако если 'пузырь' все же лопнет, последствия этого будут смягчены тем, что большинство банков принадлежит иностранным владельцам (в Эстонии - 99%, в Латвии - 80%), так что в случае кредитного кризиса страдать будут зарубежные акционеры, а не местные налогоплательщики. В обеих странах довольно велик дефицит текущего баланса (17,9% ВВП для Латвии и 12,5% для Эстонии). Однако стремление небогатых стран, пытающихся наверстать упущенное за 50 лет коммунизма, импортировать зарубежные технологии вполне понятны. В целом же их платежные балансы выглядят стабильно - так, у Эстонии вообще нет чистой внешней задолженности.

Более серьезное беспокойство вызывают два факта. Страны Балтии несутся навстречу европейскому жизненному уровню со скоростью гоночных болидов, но у этих 'машин' отсутствуют тормоза. Монетарная политика не в состоянии сдержать инфляцию (привязка валют к евро не позволяет двум странам самостоятельно контролировать процентные ставки). Фискальная политика эффективна в теории, но не на практике: в эстонском бюджете уже образовался громадный профицит, а Латвия если и отстала от нее, то ненамного.

Благодаря буму в отраслях, испытывающих дефицит рабочей силы, - строительстве, розничной торговле, туристской индустрии - зарплаты растут как на дрожжах. Однако в обеих странах, у которых возникает немало проблем с интеграцией мигрантов, переселившихся туда в советскую эпоху, идея 'импорта' работников с востока популярностью не пользуется. В то же время, привлечь обратно собственных граждан, работающих за рубежом (а таких немало; в Латвии, к примеру, их количество достигает 100000) - задача не из легких. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга (Vaira Vike-Freiberga) - она сама вернулась на родину из эмиграции - считает, что дело здесь не только в деньгах: по мнению латышей, иностранные работодатели и коллеги относятся к ним лучше, чем соотечественники, и к тому же за границей выше качество общественных услуг - например, здравоохранения и транспорта.

Пока что динамичный рост производительности труда скрадывает нехватку рабочей силы. Однако главная задача, стоящая перед обеими странами - переход к 'интеллектуальной экономике'. Для этого необходимы либерализация иммиграционного режима - по крайней мере, для квалифицированных иностранных специалистов - и реформа косной системы образования. Ни того, ни другого в ближайшей перспективе не ожидается: обе страны предпочитают почивать на лаврах.

Коалиционное правительство Латвии, тесно связанное с местным большим бизнесом, не проявляет особого стремления к реформам. Ситуация в Эстонии, где в марте должны пройти парламентские выборы, выглядит более обнадеживающей. Ее самый известный политик - Март Лаар (Mart Laar) - после перерыва вновь возглавил оппозицию, и отстаивает единый налог, введенный в 1994 г., когда он занимал пост премьер-министра. Лозунг его партии - 'Не в деньгах счастье'. Некоторое время назад за это их подняли бы на смех, но сегодня идея звучит вполне актуально.

____________________________________

Эстония права, а Amnesty - нет ("The Economist", Великобритания)