Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Совестливость, доведенная до абсурда

Эстония права, а Amnesty - нет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Раньше Amnesty International была беспристрастной и аполитичной организацией, которую волновала лишь одна острейшая проблема - судьба политзаключенных. Автор этих строк с восхищением вспоминает организованные ею в годы 'холодной войны' кампании по рассылке советским властям писем в поддержку узников совести в СССР, в том числе эстонского ученого-химика Юрия Кукка

From Economist.com

Раньше Amnesty International была беспристрастной и аполитичной организацией, которую волновала лишь одна острейшая проблема - судьба политзаключенных. Автор этих строк с восхищением вспоминает организованные ею в годы 'холодной войны' кампании по рассылке советским властям писем в поддержку узников совести в СССР, в том числе эстонского ученого-химика Юрия Кукка. 25 лет назад Кукк умер в тюрьме с надеждой - которую тогда разделяли немногие - что рано или поздно его родина освободится от иностранной оккупации.

Так и случилось. После обретения независимости в 1991 г. Эстония стала образцом посткоммунистических реформ. Бурное развитие ее экономики, государственность, основанная на верховенстве закона и успехи в построении демократии тем более впечатляют, если вспомнить о стартовой ситуации, в которой она оказалась: страна столкнулась с последствиями навязанной ей в советскую эпоху массовой миграции. После крушения 'империи зла' в Эстонии остались сотни тысяч недовольных экс-колонистов, которым некуда было податься - граждан уже не существующего государства.

Какие-то страны в такой ситуации решили бы их депортировать. Именно такой метод избрали многие государства Восточной Европы после Второй мировой войны. Немцев и венгров - независимо от их гражданства и политических убеждений - грубо и жестоко выпроводили 'на историческую родину'.

Однако Эстония, как и соседняя Латвия, решила предоставить этим незваным гостям свободу выбора. Они могли вернуться в Россию, или остаться, но получить российское гражданство. Они могли стать гражданами Эстонии и Латвии (при условии, что выучат язык). Наконец, они могли остаться в этих странах в качестве 'неграждан' - имеющих возможность работать, но лишенных избирательных прав.

По-моему, эти условия вполне справедливы. Однако первоначально они вызвали вопли протеста против 'дискриминации' - причем не только в России, но и со стороны западных правозащитных государствах. Эстонцы не поддались давлению. 'Нулевой вариант' - предоставление гражданства всем приезжим - привел бы к катастрофе, не оставив шансов на восстановление позиций эстонского языка в общественной жизни и устойчивой, четкой национальной идентичности.

И они были правы. Более 100000 мигрантов, приехавших в страну в советские времена, выучили эстонский и получили гражданство. Если в 1992 г. 'неграждане' составляли 32% населения, то сегодня - лишь 10%.

В 1990 г., еще до распада СССР, автор этих строк покупал в Таллине марки, пытаясь объясниться на ломаном эстонском. Продавщица грубо ответила по-русски 'govorite po chelovecheski' (говорите на человеческом языке). Вот это была настоящая дискриминация. Эстонцы не могли говорить на родном языке в собственной столице. Теперь и в этом плане ситуация изменилась.

Разумные люди могут не соглашаться с отдельными положениями закона о языке, говорить о недостаточных ассигнованиях на курсы обучения эстонскому, или оспаривать правила предоставления гражданства. Совершенства в мире нет. Однако принятая в Эстонии система на деле доказывает свою эффективность. Чрезвычайно трудно назвать ее существование острой проблемой, заслуживающей вмешательства международной правозащитной организации.

Однако именно так пытается представить дело Amnesty International. Она подготовила объемистый доклад под названием 'Лингвистические меньшинства в Эстонии. Дискриминация должна прекратиться' ('Linguistic minorities in Estonia: Discrimination must end'), требуя внести радикальные поправки в законы о языке и гражданстве.

Этот доклад вызывает недоумение по нескольким причинам. Во-первых, он плохо составлен, антиисторичен и необъективен. Он звучит как эхо кремлевской пропаганды, и подобные формулировки представляются эстонцам зловещими и оскорбительными. Но больше всего удивляет, что организация нашла такое странное применение своим ограниченным ресурсам. Совсем недалеко от Эстонии, в Беларуси и России, происходят реальные нарушения прав человека, и имеются факты, традиционно находящиеся в центре внимания Amnesty: использование психиатрии для преследования инакомыслящих и наличие многочисленных узников совести. Однако на интернет-сайте организации эти темы освещаются слабо, если освещаются вообще, а приведенные там данные безнадежно устарели.

Похоже, Amnesty превращается в очередную левацкую группировку, клеймящую глобализацию, торговлю оружием, Израиль и насилие в семьях. Независимо от оценки ее точек зрения - лично мне они представляются косными и чересчур предсказуемыми - представляется странным, что организация решила переместиться в тот сегмент политической арены, где и без нее уже яблоку некуда упасть. К кампаниям Amnesty по спасению Юрия Кукка и других узников ГУЛАГа присоединялись люди самых разных убеждений, и даже те, кто вообще не интересовался политикой. Теперь на это ей рассчитывать не стоит.

____________________________________________

Ядовитая Россия ("Eesti Paevaleht", Эстония)

Совковые тенденции в независимой Эстонии ("Delfi")

Кого в Эстонии больше обижают: геев или русских? ("Delfi")