Газовые монополисты из России и Франции, 'Газпром' и Gaz de France (GdF), подписали новый контракт на поставки российского газа во Францию. Взамен Россия получит доступ к небольшому сектору распределительного рынка Франции. Сделка укрепит позиции 'Газпрома' на одном из крупнейших рынков, предоставит GdF гарантии получения значительных поставок газа в ближайшие 24 года, но при этом еще больше воспрепятствует попыткам ЕС добиться успехов в обсуждении вопроса об энергетической безопасности с Россией.
Франция является третьем по величине потребителем российского газа в Европе: ежегодно туда поставляется около 11,5 миллиардов кубометров газа. 19 декабря 'Газпром' и GdF подписали соглашение о продлении этих поставок до 2030 года, так как существующий контракт должен был вот-вот закончиться. Что касается поставок, государственная компания России ежегодно будет продавать во Францию 12 миллиардов кубометров газа в течение ближайших 24 лет. GdF также заключила контракт на покупку не менее 1,5 миллиардов кубометров газа в год. Этот газ будет поставляться по планируемому трубопроводу Nord Stream, также известному как Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который будет проложен по дну Балтийского моря от российского побережья до Германии. Даже если строительство трубопровода и будет завершено, СЕГ вряд ли будет готов до 2011 года. Более того, неясно, будет ли вопрос о закупках, контракт на которые был подписан с GdF, зависеть от завершения второго этапа этого проекта, в результате которого мощность трубопровода увеличится с 30 миллиардов кубометров в год до 55 миллиардов кубометров самое раннее к 2013 году.
В течение года сотрудники 'Газпрома' и Президент России Владимир Путин стремились получить долю в распределительных компаниях своих главных потребителей в Европе. В недавно подписанном соглашении компания GdF обязуется предоставить 'Газпрому' право продавать небольшие порции газа непосредственно промышленным потребителям, а с июля 2008 года российская компания также сможет осуществлять поставки не менее 1,5 миллиардов кубометров газа в год населению Франции. Сейчас во Франции используют около 45 миллиардов кубометров в год.
Плюсы для Франции
Для GdF сделка имеет положительное значение, поскольку в ней прописаны гарантированные поставки на ближайшие 20 лет. Франция использует ядерную энергию для производства почти всего своего электричества, но существует также и значительный спрос на газ среди населения и промышленности этой страны. Более того, дальнейшее повышение спроса на энергию, вероятнее всего, будет касаться именно газа.
В настоящее время Норвегия является крупнейшим поставщиком газа во Францию (14,2 миллиарда кубометров газа в 2005 году), за ней следует Россия (11,5 миллиардов кубометров), Голландия (8,3 миллиарда кубометров) и Алжир (7,5 миллиардов кубометров). Хотя по европейским стандартам у Франции имеются большие возможности для импорта сжиженного природного газа (СПГ) - в 2005 году туда было импортировано почти 13 миллиардом кубометров СПГ, включая 7,5 миллиардов кубометров из Алжира - контрактные поставки по трубопроводам более надежны. А так как Норвегия и Голландия вряд ли смогут удовлетворить спрос в ЕС, который, по прогнозам повысится в ближайшие два года, для GdF было бы весьма желательно получить такое соглашение, по которому Россия могла бы поставлять существенные объемы газа. Дела обстоят именно так, особенно если учесть, что Европа опасается, что Россия либо станет продавать газ в Азию или у нее не будет достаточно газа, чтобы удовлетворить растущий спрос на внутреннем рынке и на рынке ЕС.
Плюсы для 'Газпрома'
В то же время 'Газпром' заключил соглашение, чтобы сохранить или даже укрепить свои позиций как поставщика на третий по величине рынок ЕС (после Германии и Италии), который, к тому же, имеет и значительный потенциал роста. По иронии судьбы, компания извлекла выгоду из опасений о том, что в будущем газа на всех потенциальных потребителей не хватит, что также усилило давление на отдельных потребителей с целью добиться стабильных поставок. Еще 'Газпром' нашел в лице GdF очередного сторонника противоречивого проекта Nord Stream, который воспринимается некоторыми странами Юго-Восточной Европы как геополитическая угроза, а Швецией - в качестве потенциальной опасности окружающей среде.
Принципиально важным для 'Газпрома' является то, что новое соглашение открывает двери к участию в распределительном бизнесе Франции. Установление прямых связей с потребителями во Франции сулит еще большую прибыль крупнейшей газовой компании России, а также поможет 'Газпрому' в его стремлении стать участником мирового рынка с существенными позициями как в переработке, маркетингу и продаже, а также и в производстве газа. В ноябре 'Газпром' заключил новое соглашение о поставках с итальянской газовой компанией Eni, по которому российская компания получила право продавать небольшое количество газа напрямую потребителям в Италии. Это соглашение было подписано вслед за договоренностями с немецкими фирмами, по которым 'Газпром' предоставил этим компаниям долю в производственных активах в России в обмен на участие в распределении газа в Германии. Теперь, когда сделка с GdF уже подписана, 'Газпром' получит небольшую долю в распределительном бизнесе всех трех своих крупнейших потребителей в Европе. В настоящее время Великобритания совсем не использует российский газ, но ее потребности в импорте значительно увеличатся в ближайшие десять лет на фоне растущих внутренних тарифов на производство газа и спрос.
Минусы для Европы
Другим преимуществом возобновленных и более глубоких отношений с GdF для 'Газпрома' является то, что к ЕС можно будет по-прежнему применять принцип 'разделяй и властвуй'. В руках 'Газпрома' уже находятся долгосрочные контракты на поставку и распределение газа в трех крупнейших членах-основателях ЕС. Все трое выступали с позиции своих собственных интересов, но тем самым они еще более усложнили возможность ЕС выработать единый подход к поставкам энергоресурсов в отношениях с Россией. ЕС не удалось убедить Россию в необходимости предоставить доступ к ее энергетическому сектору большему количеству иностранных инвесторов, а также позволить третьим сторонам пользоваться ее газопроводами. И не потому, что участники в переговорном процессе со стороны ЕС плохо справились со своей задачей, а потому, что страны-участники ЕС даже не дали им возможности преуспеть. Двусторонние соглашения не позволяют ЕС относиться к 'Газпрому' как к европейскому рынку одного покупателя, такому, следует отметить, на котором эта компания получает более 70% своих доходов.
Если ЕС стремится к большей серьезности в вопросе газовой безопасности, для этого есть множество способов - можно построить больше трубопроводов между странами-участницами, открыть внутренние рынки для конкурентов и поощрять развитие торговли внутри ЕС. Однако, Россия уже является крупнейшим иностранным поставщиком газа в ЕС - в 2005 году эта страна поставила в ЕС почти в два раза больше газа, чем Норвегия - и почти не вероятно, что зависимость Европы от России не будет увеличиваться в ближайшие годы. И все же, рука об руку с этой зависимостью идет озабоченность в вопросе надежности России как поставщика, и тому имеются как политические, так и логистические причины. Вероятнее всего, эти опасения можно ослабить установлением более тесных контактов между Россией и ЕС. Пока самые влиятельные члены Евросоюза продолжают заключать соглашения между собой, ЕС практически остается бессильным. Большинство новых стран-членов ЕС из Восточной и Центральной Европы в проигрыше, а выигрывают сейчас Франция, Германия, Италия и . . . 'Газпром'.
________________________________________________________
По меркам энергетических войн русский медведь выглядит белым и пушистым ("This is money", Великобритания)
Газовые захваты 'Газпрома' ("The Financial Times", Великобритания)